31 августа сайту Osvitoria.Media исполнился 1 год. Наши журналисты вспоминают свои любимые статьи за это время и рассказывают, что же было за кулисами.

Алина Мирошникова


На что способны учителя после 50 лет

Когда на Книжном Арсенале объявили показ картин малоизвестных режиссеров «немого кино», незнакомая женщина рядом посоветовала мне, что стоит внимания. Обычно я не люблю, когда кто-то навязывает вкусы и щеголяет эрудицией, но она была такая жизнерадостная и искренняя!

Мы заговорили о кино. Она оказалась просто профи. Причем речь заходила о различных направлениях и жанрах: от украинского поэтического кино до японских фильмов ужасов. Она радостно поделилась «паролями и явками» кафе и клубов, где кинопоказы дополняют интересные коллективные обсуждения. Когда я спросила ее о профессии, надеялась услышать «кинокритик» или «журналист». Но она была учительницей математики.

В свои 62 не пропускала мероприятий в сфере искусства, на которые не требуется больших денег, ведь зарплата маленькая, а детям и внукам нужна помощь. Вдруг пожаловалась, что пропускает интересную выставку, потому что надолго уезжает в Румынию. И объяснила: будет путешествовать автобусом и автостопом, а пригласила ее румынская коллега.

— Наверное, родом из Украины? — поинтересовалась я.

— Да нет. Познакомилась с ней в соцсетях. Ну да, я более-менее пользуюсь интернетом, потому что без этого же сейчас выпадаешь из жизни. Пять лет назад научилась. Теперь сын пускает за ноутбук.

…Я по-белому завидую этой замечательной учительнице, и хотела бы сохранить такой же вкус к жизни в пенсионном возрасте. Впервые мне пришло в голову, что годы — не повод складывать руки, что можно так «по-студенчески» наслаждаться культурными благами, путешествовать.

К сожалению, я не успела взять у нее координаты. Но тогда и возникла идея написать о том, на что способны учителя, которым за 50 лет, если они полны интереса к жизни. А могут они ого-го сколько всего!


Обучение по-японски: это Кумон, baby

Мой четырехлетний сын — левша, поэтому вырезать обычными ножницами ему трудно, а левосторонними пользоваться он стесняется.

Такой у него этап: хочется не отличаться от сверстников, хотя мы учим его принимать себя таким, какой он есть. Вырезание стало болезненным моментом, да и есть столько других интересных и, по мнению родителей, важных дел: рисовать, считать, выводить первые буквы, учиться читать.

И только когда готовила материал о японской методике обучения детей от 2 лет, узнала: там вырезание и складывание фигурок из бумаги считают важным делом для малышей. И дело не только в том, что мелкая моторика влияет на развитие мозга. Но и в том, что у ребенка должно быть много вариантов выразить себя, создать что-то новое — маленькими непослушными пальчиками.

Когда сынуля увидел иллюстрации к статье — яркие разнообразные рисунки для вырезания, он был просто очарован. Поэтому пришлось приобрести рабочие тетради. Так, с Кумон, мы преодолели комплексы относительно вырезания. Ведь делать усы тигру или «высвобождать» лапы медвежонку из бумаги — настоящая сказка. И наконец «леворукие» ножницы, которые помогали в этом, стали «друзьями».

Позже в доме появились и тетради по методике Кумон по математике, письму, рисованию и другим полезным для этого возраста умениям. Вот так: то, о чем только писала, «поселилось» в доме.


Как замедлить воспитание

Похожая история: когда бралась за тему, фанатов slow parenting представляла чудаками. Как это, в наше время скоростей ужинать с детьми при свечах или проводить выходные без гаджетов? Впрочем, пока общалась с экспертом и читала комментарии в соцсетях, начала понимать.

Конечно, далеко не все для меня до сих пор приемлемо. Я не присоединилась к этому движению. Но поняла, что современным детям не хватает тишины, уединения и много-много свободного времени, когда никуда не нужно спешить. А еще хорошо бы добавить спокойствие и красоту природы, побывать где-то за городом, возле озера или в лесу, тогда беготня и шалости невольно переходят в творческие игры.

Шишки, желуди, листья — то, чем играли дети столетиями, — и сейчас дает что-то особенное детской душе. Поэтому вместо отдыха в развлекательном центре или посещения нового кружка, сейчас мы значительно чаще идем на природу. А дома вечером невольно говорю: «Дети, выключите свет, а где наши фонарики?»

И в темноту со столбцами света приходит незнакомый ранее уют.

Алексей Симончук


Без домашних заданий и оценок: что такое Новая украинская школа

Это мой первый текст для «Освитории», потому и наиболее памятный. Но есть еще одна причина. К тому моменту, как меня пригласили работать в это издание, я почти ничего не знал об образовательной реформе и Новой украинской школе. Именно работая над этим текстом, я понял, что задумано что-то крутое и глобальное. Идея НУШ мне очень понравилась, и я до сих пор надеюсь, что все получится на приличном уровне.


Как воспитывают толерантность к ЛГБТ в разных странах

Темы толерантности и свободы — одни из главных в моей журналистской работе. Я уделяю этому много времени, и поэтому с радостью хотел ознакомить украинское образовательное сообщество с тем, как в разных странах преподают тему ЛГБТ.

К сожалению, мы получили много негативных комментариев от учителей, что очень разочаровывает. Каждый человек имеет право на собственное мнение, но педагог, воспитывающий будущее поколение, не может толерировать агрессию и ненависть к другим людям.


30 книг, которые учителя литературы включили бы в школьную программу

Какие книги добавлять в школьную программу — бесконечная тема для дискуссий и войны в комментариях. Поэтому мы придумали тему, где трое учителей зарубежной литературы называют по десять книг, которых не хватает в программе.

Чтобы найти спикеров — написали пост в Facebook с просьбой учителей зарубежки откликнуться. А дальше — самое веселое: я написал около сорока людям. Многие из них не смогли увидеть сообщение, потому что оно поступало в «отфильтрованные», ведь мы не были в друзьях. Кто-то обещал подумать и пропадал, кто-то фотографировал свою тетрадь с пятью названиями произведений от руки и больше не отвечал на сообщения.

Как оказалось, найти трех спикеров, которые смогут помочь нам, — крайне сложно. Но результат того стоил.


Как устроена секретная школа Илона Маска

Идя работать на образовательный ресурс, я всегда думал, хватит ли нам интересных и полезных тем, когда станет скучно, но пока что все хорошо. И, думаю, так продолжится. Ведь регулярно получается придумывать что-то новое, интересное и неожиданное.

Этот текст о секретной школе для меня был очень неожиданным. Ведь, во-первых, он показывает, насколько все-таки Маск — многогранный человек (даже открыл собственную школу). Во-вторых, школа действительно секретная, поэтому информации о ней крайне мало. Но чем сложнее, тем интереснее было ее искать. В-третьих, это новый и нестандартный подход к образованию. А это всегда полезно и заставляет сообщество больше думать и дискутировать о будущем образования и чему оно должно учить.

Елена Юрченко


Какие виды спорта лучше всего подходят учителям

Спорили недавно с коллегами-журналистами о мериле пользы материалов в печатных и онлайн-СМИ. Сошлись во мнении, что лучший материал — тот, который дарит читателям знания, которые хочется без лишних проволочек применить в жизни. Поэтому, если ты написал статью о бюджетных поездках по Украине/миру и куча людей смогла благодаря твоим советам отправиться в путешествие мечты, а потом пишут письма благодарности и досылают собственные лайфхаки — считай, твоя журналистская карма засияла ярче.

То же самое могу сказать и об освиторийском материале, который вдохновил мою маму-учительницу заняться пилатесом. Она теперь каждый день выискивает новые ролики на YouTube и даже папу подбивает попробовать «хотя бы разок» упражнения на растяжку. Более того, я и сама вдохновилась записаться в спортзал и сказать «пока-пока» своим наеденным за год семи килограммчикам, которые не позволяют надеть сейчас любимый комбинезон. И постоянно перечитываю абзац из книги «Искусство стильной бедности»:

«Малоподвижность — одна из форм бедности, приводящая к отупению и унынию. Но, к счастью, с этой бедностью легко справиться, не заплатив ни цента. Достаточно не лениться: подняться по лестнице, а не проехать на лифте, сесть на велик или пройтись пешком вместо трех остановок в автобусе, на такси или на машине. Двигаясь, мы богатеем нематериально. А отказываясь от движения — растрачиваем свое богатство».


Супергерои с семи планет: Space Camp и его «космические» люди

Рука на сердце: до встречи с вдохновительницей и организатором детского инклюзивного лагеря Space Camp Олесей Яскевич я не слишком проникалась вопросом, какое детство проживают дети с инвалидностью. Почти никогда не видела их в кинотеатрах, на концертах, в кафе и просто на улицах. А когда видела или общалась с их родителями — стыдливо отводила глаза от самого ребеночка. Не знала, можно ли с ним поздороваться (и как?), уместно ли взять за руку и как говорить, чтобы мой голос, не дай Бог, не выдал предательскую жалобную нотку.

Все изменила фраза Олеси: «У детства нет инвалидности». Чистейшая правда! Эти дети так же охотно будут играть с вами в мяч, рассказывать свои истории и маленькие секретики, шутить и делать суперкомплименты, как мой любимец — 14-летний Лев со Space Camp. Те, кто не говорит, будут благодарны за рассказанную вами сказку. За то, как вы говорите: «Ты красивая! А глаза у тебя — океан». Главное — не отводите взгляда и не утирайте слезы — вашей жалости дети не поймут, ведь хотят и умеют радоваться жизни. Как делаете это вы и я.

С нетерпением жду теперь старта проекта OPEN, который позволит подросткам с инвалидностью не чувствовать себя отделенными от социума. Делюсь инсайтом: у Олеси Яскевич цель собрать 38 детей 10-16 лет в инклюзивном пространстве на Севастопольской площади. Они будут приходить туда дважды в неделю и вместе с ней и другими учителями врываться в самые тусовочные места Киева: развлекаться в аквапарке, кататься зимой на сноуборде в Протасовом Яру, ходить на кинопремьеры.

С нетерпением ждем с «Освиторией» и первых отзывов от школ, где будут работать инклюзивные классы. Приглашайте нас к себе, с радостью расскажем о вашем опыте!

Поділитися цією статтею
Автор: