Как привить молодежи «ген ответственности» за страну: опыт Израиля

Авторы текста: Юлия Когут, Елена Юрченко

Учредители лидерских программ из Израиля посетили Киев. В Освитория Хабе они поделились со студентами Украинской академии лидерства опытом, как воспитать сознательную и прогрессивную молодежь в стране. Для чего израильские выпускники берут паузу на год после окончания школы? Зачем им обязательная служба в армии и благодаря чему они становятся одними из лучших военных мира? Что такое мехины и как там воспитывают молодых лидеров?

Об этом рассказывают:

Нимрод Пальмах, основатель лидерских программ в Израиле, командир Вооруженных сил Израиля

Гад Зауретц, руководитель молодежных проектов в сфере образования и ИT, капитан Вооруженных сил Израиля

Рэй Фридман, наставник израильских лидерских программ, профессиональный военный инструктор

Каждому ребенку нужен взрослый, который беспрецедентно в него верит

Израиль — молодая страна. Ее едва ли не с нуля строила именно молодежь, которая чувствовала преданность государственной идее. Израильская молодежь обустраивала сельское хозяйство в пустыне, творила политическую элиту, выстраивала систему защиты и гражданское общество. У Израиля и Украины очень много общего. Когда мы услышали о Революции Достоинства — тогда и узнали о людях, которые умеют прийти в себя, начать действовать и правильно использовать ресурсы. Знаем, что украинцы очень креативные. У нас с вами много точек совпадения!

Израилю пришлось вложить немало труда и человеческих ресурсов, чтобы построить мощную армию и стать «нацией стартапов». Наша страна вовремя поняла, что без стремящихся к вызовам юных ребят у народа нет надежды на будущее. Сознательные, ценностные, закаленные — такими мы стараемся вырастить молодое поколение.

Для этого у нас уже более 20 лет действуют мехины — ячейки воспитания лидеров среди молодежи. Это годовые программы в учреждениях неформального образования для выпускников школ. Сейчас в стране более 60 мехин, и выпускники этих учреждений занимают самые высокие государственные должности. Молодые люди изучают здесь философию, историю и государствоведение, учатся лидерским «скиллам», воплощают социальные проекты. С юношами и девушками работают вдохновленные и ответственные менторы. Для учеников важно иметь сильную эмоциональную связь со своими менторами. Каждому ребенку нужен взрослый, который беспрецедентно в него верит.

Самая большая ценность — сообщество

Важный элемент обучения — довоенная подготовка. Это важно, потому что страна находится в состоянии войны, поэтому для всех израильтян служба в армии — обязательна. В армии в начале нашего базового курса мы много внимания уделяем вопросам морали и этики. Интересный момент: мы проводим много опытов для того, чтобы понять, почему человек становится перед врагом и делает выбор, применить ли против него оружие.

Например, когда враг очень близко, любой из нас может сказать кодовое слово. Оно означает, что мы все выходим из окопов и идем на врага чистой, ровной линией. Так почему же люди поднимаются. Ведь когда в тебя стреляют, не слишком хочется покидать защищенное место. Для большинства людей ответ в том, что они увидели лица солдат возле себя. Это о сообществе, о поддержке. И я уверен: если сказал бы кодовое слово, все мои друзья встали бы со мной и сражались бок о бок. Для большинства израильтян, как в молодежных организациях, так и в армии, сообщество и люди — это самая большая ценность.

Дети в Израиле сейчас рождаются в богатой, развитой стране, где практически все уже основано, но у них ярко прослеживается ответственность за свою страну. Так происходит потому, что у нас есть большая общая история, которая вдохновляет. И делает нас сильнее. Кроме того, когда ты после армии ищешь работу, главный вопрос, который задают на собеседовании — «Что ты делал в армии?» Если не можешь ответить на этот вопрос, общество тебя осуждает и не принимает.

Зачем скрывать — израильтяне иногда эмигрируют. Потому что здесь трудно жить. Дорого, постоянно под угрозой войны и обстрелов. Но у нас есть кое-что, что мы называем сионизмом. Это философия, что где бы на свете коренной израильтянин не находился, его сердце всегда тянется в Иерусалим.

Как мы поощряем молодежь участвовать в волонтерстве и социально значимых инициативах? Вообще, волонтерство в Израиле не является обязательным, однако многие волонтерят с друзьями или целыми группами знакомых и близких. И самая весомая причина, почему так много молодежи волонтерит — воспитание. Дети часто слышат от родных о ценности помощи другим людям, видят их пример участия в общественных организациях. Считаю, такую же миссию несет в Украине, к примеру, Украинская академия лидерства.

В Израиле высоко развита культура дебатов. Почему дебаты? Не знаю, мы просто любим искренне и эмоционально общаться. Нам нравится озвучивать и отстаивать свою точку зрения, говорить о политике, обсуждать общественные острые вопросы. Мы постоянно дебатируем друг с другом. Не в плохом смысле этого слова, хотя… Иногда и в плохом! Вспомним печальную историю убийства нашего премьер-министра из-за жестоких дебатов между «левыми» и «правыми» силами. Если вы до сих пор мало дебатируете в украинском обществе, советуем чаще задавать друг другу разные вопросы. Исследуйте! Будьте разными! Когда люди говорят о разных точках зрения, создается консенсус.


Из первых уст

Как молодежь может вернуть жажду жизни: история одного скриншота

Нимрод Пальмах, основатель лидерских программ в Израиле, командир Вооруженных сил Израиля

Когда я был руководителем Академии Лидерства вдоль границы Сектора Газа, нас постоянно атаковали. Это было непростое время. И вот однажды, когда я находился в парламенте и пытался привлечь деньги для одного из своих социальных проектов, мне позвонили с незнакомого номера.

На другой стороне трубки сказали: «Слушай, Нимрод, мне дал твой номер мой близкий друг. Хочу рассказать тебе историю. Вчера ночью я возвращался с вечеринки, и я стоял у лифта своего дома. На первом этаже у нас живет старик. Он пережил Холокост, потерял зрение, у него нет семьи. Я услышал плач из его квартиры, подошел ближе и почувствовал ужасный запах. Мне кажется, он в трудной ситуации. Знаю, вы помогаете людям. Возможно, и ему поможете?» Я спросил у незнакомца: «Окей, а вы зашли внутрь? Посмотрели, какая там ситуация?» Ответ огорчил: «Нет, я не хочу этим заниматься».

Поэтому через несколько минут я позвонил одной из своих студенток (ей было всего 18): «Шир, плохая ситуация с дедушкой в Иерусалиме. Кажется, с ним случилось что-то плохое, напишу тебе все детали». Потом я пошел на встречу с парламентом, а через полтора часа посмотрел на экран телефона и замер: столько звонков и сообщений!

Звонили две 16-летние девушки из Хайфы с севера Израиля: «Мы попросили родителей купить билеты на автобус в Иерусалим. Хотим привезти еду этому бедному мужчине». Еще через несколько минут — звонок от общественных активистов с востока: «Нас тридцать человек. Мы хотим отремонтировать этому человеку квартиру».

Звонки не утихали. Вы же догадались, что сделала та девушка? Она просто распространила скриншот моего сообщения, и люди подхватили через соцсети.

Дедушка, судьбой которого прониклись столько людей, уже не с нами… Но с того дня и до смерти у него была беззаботная жизнь. Не было и недели, чтобы дети из разных уголков Израиля не приезжали его навестить. Что самое важное — они сумели вернуть ему веру в значимость собственной жизни. Сейчас все помнят его историю.

Поділитися цією статтею
Автор: