В уставе некоторых европейских школ прописан запрет проводить уроки в том классе, где учится любой родственник учителя. Считается, что как и в случае с врачом, которому приходится оперировать близких, «рука дрогнет» — сработает человеческий фактор. В Украине таких запретов обычно не существует. Но риски таких ситуаций — те же, что и в мире. О них нам рассказала психолог Светлана Оноприенко — гештальт-терапевт, специалист по детско-родительским отношениям.
Ревность и зависть
Одна из моих клиенток в 40 лет все еще не может забыть, как мама иногда брала ее маленькой на уроки, позволяла посидеть на задней парте, потому что не с кем было оставить. И дошкольница начала завидовать умным и взрослым школьникам, которых хвалит мама — та самая, чьего внимания постоянно не хватало.
Позже девочка училась в классе, где преподавала мама. Звезд с неба не хватала, поэтому одобрение мамы-учительницы чаще получали другие дети. Учительская дочка разрывалась от переживаний: и «доставала» одноклассников, и неосознанно их копировала.
Закончилось тем, что в старших классах девушка решила, будто бы невероятно влюблена в парня, которого мама считала одаренным учеником. Был скандал, ранний брак — отношения, конечно, ведь девушка втайне ненавидела избранника-отличника. Ей бессознательно хотелось «переключить» любовь мамы на себя, «присвоить» того, кого она ценила.
А дальше у клиентки, даже после смерти ее родителей, осталась абсурдная привычка оценивать мужчин по тому, «насколько способными их считала бы мама».
Ревность ребенка к одноклассникам — одна из неочевидных проблем в ситуации «мама (папа) -учитель».
Но есть еще один нюанс: родители влияют на будущие семейные отношения ребенка, выбор партнера. Особенно существенно, когда речь идет о начальной школе и об отношениях «мама-сын», «папа-дочь» (правда, второй вариант — редкость).
Как отразится то, что мальчик видит маму гораздо чаще в роли учителя, чем нежной и теплой утешительницы, в формальной рабочей обстановке, при жесткой субординации «ученик-учитель»? Он рискует вырасти «подкаблучником» или человеком, который напрашивается на оценивание женой.
Последствия ситуации
Ситуация «учитель-ученик» — это еще и тренировка волевых отношений: нужно уметь подчиняться тому, кто руководит процессом. С посторонним человеком это проще, чем с родным. Дома с родителями все иначе: как бы ни воспитывали любящие родители, все равно есть время, когда ребенку все позволено, его балуют и безусловно принимают. На уроке же роли путаются, приходится постоянно подчиняться «таким своим» маме или папе.
Мне довелось побывать в школе, где почти все дети были «учительскими». Эта частная школа была создана мамами-активистками под запросы своих детей, у которых не сложилось с обучением в стандартных учебных заведениях. Диагнозов и явных проблем со здоровьем школьники не имели, но все они были, как говорится, «поведенческими». Кто-то дрался, кто постоянно плакал без мамы.
Не существенно, что в школе царил шум и легкий бедлам, ведь если бы мамы были более строгими, и дисциплина была бы. Поразило то, что ученики даже представлялись как «внучка директора», «сын математички».
И еще — ощущение какой-то коммуны, где не ясно, школа это или большая семья. Казалось бы, что тут плохого? Но мамы жаловались, что дома боятся хоть слово сказать о работе, снять стресс. Ведь высказанные мужу или приятельнице впечатления от учеников, их родителей, коллег могут услышать дети. И в школе озвучить. Такие случаи были, дети еще возмущались «лукавством» родителей: на работе вежливые учителя совсем иначе формулируют претензии.
Эксперимент оказался неудачным: школа закрылась, дети вернулись в обычные классы.
И столкнулись еще с одним последствием: почти все они обращались с педагогами панибратски: то грубили, то вешались на шею.
Даже взрослые на людях ведут себя иначе, чем дома. А эти дети уставали быть всегда на людях, не знали, где их тыл, у кого искать поддержки, а перед кем «держать лицо». У них разрушилось понимание кругов социализации.
«Плюсы» и «минусы»
Почему удобно родителям:
Ребенок под присмотром, проще проконтролировать.
Удобная «логистика»: легче приводить в школу, забирать, участвовать в мероприятиях.
Можно дольше побыть с ребенком.
Проще помочь с домашним заданием. Не секрет, что в некоторых школах все еще важна не просто тема, а «рассказать теми же фразами, что и учитель».
Хочется выкладываться на работе, чтобы дать лучшее образование своему ребенку, чтобы он не видел «проколов».
Ребенок может гордиться работой родителей, чувствовать причастность к семейному делу.
Почему удобно детям:
Мама (папа) больше лично участвует в жизни класса. Это приятно в начальной школе, когда родители рядом (например, на школьной экскурсии) или готовят вместе праздничное мероприятие.
Легче учиться. Скажем, проще узнать домашнее задание и задать вопрос по пройденной теме, если не успел в классе.
Почему трудно родителям:
Сложно относиться к ребенку как к одному из учеников. Соблазн сделать поблажку или быть строже — «чтобы не подумали, что любимец», «чтобы не распустился». Кстати, чаще мамы склоняются ко второму варианту.
Отношения могут ухудшиться: у ребенка нет полного доверия (вдруг о том, что рассказал маме (папе), станет известно в школе). Даже запрет называть на уроке мамой или отсутствие привычных поглаживаний по голове ученик младших классов может истолковать так: мама меня больше не любит.
Шутки могут подорвать репутацию мамы (папы). Это для ребенка она — родная, официально же — учитель химии, а для кого-то из учеников — «ходячая колба».
Почему трудно детям:
Мама уже не «фанат», который верит в способности ребенка и безоценочно любит, а участник учебного процесса, еще и заинтересованный в результатах. То есть учитель, которому нужны хорошие показатели успеваемости.
Одноклассники могут считать ребенка «любимцем», который получает все с легкостью, даже если учитель с ним требовательнее, чем с другими.
Мама (папа)-учитель может завышать планку: «чтобы никто не думал, что я потакаю» или «поведение отражается на моей репутации педагога».
Мама (папа)-учитель может домашние вопросы решать при всем классе. Например, сказать: «Не забудь надеть шапку». А дома, наоборот, по-учительски ругать за оценки и устраивать контрольные.
Приходится контролировать, что говоришь дома, чтобы случайно не стать доносчиком. Или, наоборот, поддаться соблазну «стучать».
Отсутствие «своей жизни» для ребенка. Он не успевает соскучиться, а в подростковом возрасте ему сложнее сепарироваться.
Другие учителя могут по-особому относиться к ребенку коллеги. Одни потакают, другие переносят конфликты с его мамой (папой) и вымещают зло, третьи все время упрекают. Мол, как ты можешь, у тебя же такой папа (мама).
Ребенок может втягиваться в отношения учителя и одноклассников: «Почему из-за проделок на уроке Иваненко мама снова пила валидол» или «Как смеет Петренко рисовать карикатуру на нее».
Учитель может втягиваться в детские конфликты: не давать ученикам шанса выяснить все самим, занижать оценки обидчику своего ребенка (сознательно или нет). Указывать, с кем сыну или дочери дружить. Все это отражается на отношениях в классе.