Европейские СМИ обсуждают новость из Франции, где на государственном уровне запретили использовать мобильные телефоны в школах. Рассказываем, зачем правительство пошло на этот шаг, и что говорят сторонники и критики этого решения в разных странах.
Зачем запретили и как реализуют
Запрет смартфонов в школах — незаурядное событие для страны, где только у одного из четырнадцати учеников нет собственного телефона. Для сравнения, в Украине таких — каждый пятый. Со следующего учебного года ученики 6-15 лет не смогут пользоваться мобильными даже на перемене. Кстати, обещание пойти на этот шаг было частью предвыборной кампании нынешнего президента Франции Эмманюэля Макрона. По словам представителей местного Министерства образования, такие меры помогут уберечь здоровье детей.
Дети, родители и учителя занимают резко противоположные позиции по этому поводу, но сходятся в одном: гаджеты уже все равно захватили учебные заведения, хорошо это или нет. А запрет — это контрреволюция в образовании.
Плана реализации решения правительства пока нет. Если придется проверять сумки учеников, в этом должны задействовать 200 тыс. учителей. Если оставлять смартфоны в специальных шкафчиках, то их необходимо дополнительно установить целых три миллиона. Рассматривают даже создание волновых помех или использование фургонов возле учебных заведений, куда дети будут отдавать гаджеты на хранение до конца занятий.
Аргументы сторонников
1. Улучшится успеваемость
По данным исследования Лондонской школы экономики, там, где были запрещены смартфоны, результаты тестов улучшились на 6%. Однако запрет использовать мобильные только на уроках не дает результатов: более половины учеников тайком нарушают правило. Поэтому списывание с гаджетов все равно случается.
Даже если звук отключен, телефоны вибрируют от сообщений, не позволяя школьникам сосредоточиться. Страх несвоевременно ответить другу или выпасть из обсуждений в соцсетях не дает детям сконцентрироваться на учебе. А чужие идеалистические фото и сообщения создают впечатление, что жизнь проходит мимо, пока они сидят на уроках.
2. УУченики будут больше общаться вживую
«Современные дети больше не играют на перемене, они смотрят в смартфоны», — считает министр образования Франции Жан-Мишель Бланк. «Дети общаются исключительно со своим телефоном, они потеряют способность общаться друг с другом», — заявляет руководитель элитного Шиплейк Колледжа (Великобритания), в котором учеников наказывают за использование телефонов.
3. Улучшится здоровье
Физическое, потому что с гаджетами дети мало двигаются, от чего страдает сердечно-сосудистая система. И психическое, ведь исследования показывают: у тех, кто проводит более двух часов в сутки в соцсетях, с большей вероятностью обнаруживают психические проблемы.
Одна из них — анорексия и другие расстройства пищевого поведения. Так, в частной школе для девочек в Страуде (Великобритания) телефоны запрещены из-за программ, которые подсчитывают количество калорий и количество шагов. Педагоги заметили: ученицы 7-11 лет пропускали обед и сидели на диетах, если им не удавалось вписаться в модельные стандарты. А вот старшеклассницам смартфоны разрешены, ведь в них уже сформировались здоровые привычки.
4. Уменьшится уровень интернет-зависимости
В США еще в 2000-х устраивали летние лагеря «цифровой детоксикации», чтобы дети определенное время проводили без гаджетов. Во многих учебных заведениях Великобритании телефоны в школах запрещены только маленьким ученикам, потому что считается, что в этом возрасте выше риск интернет-зависимости. К примеру, в Брайтонском колледже с 10 лет телефоны разрешены дважды в неделю, а с 11 — четыре раза. У учеников в возрасте до 9 лет мобильные временно меняют на школьные настольные игры вроде «Монополии».
5. . Приостановятся кибертравля и секстинг
Секстинг — отправка через мобильный телефон сообщений сексуального содержания или эротических фотографий и видео. Западные эксперты говорят, что сейчас это довольно распространенное явление среди подростков. Поэтому сторонники запрета телефонов в школах надеются, что хотя бы на время занятий секстинг среди учеников прекратится.
Возможно, этот запрет поможет бороться и с кибертравлей, то есть буллингом в интернете. Ученики не будут писать жестокие комментарии коллективным жертвам. Нет гаджета под рукой на занятиях — будет меньше унизительных снимков одноклассников, которые распространяют в соцсетях. Даже педагоги опасаются, что их снимают на видео.
В Баварии (Германия) такой же закон, как приняли во Франции, действует с 2006 года — после разоблачения полицией порнографических и жестоких изображений на смартфонах многих школьников. А вот в австралийском Квинслендском колледже идут даже на нарушение неприкосновенности частной жизни учеников. Правда, с письменного согласия родителей. Педагоги просматривают любой подозрительный контент на телефонах учеников. Если находят доказательства секстинга или кибертравли, учеников отчисляют.
Аргументы критиков
1. Нарушится «цифровая пуповина» с родителями
Именно так называют в прессе возможность быть на связи в течение дня и определять местонахождение детей по GPS. Родителей пугает, что сын или дочь потеряются, попадут в беду и не смогут посоветоваться, останутся без поддержки или телефонной консультации.
Невозможность услышать голос ребенка в течение дня может повысить тревожность современных родителей. В США именно из-за этого происходят обратные процессы. В 2015 году власти Нью-Йорка сняли запрет на телефоны в школах, который длился 10 лет. И во Франции родители, протестующие против нового закона, чаще всего недовольны именно этим. Тем более, с безопасностью в школах не все в порядке. Многих школьников смартфон спас от обидчиков прямо в помещении или дворе учебного заведения.
2. Учеников изолируют от реальности
«Запрещено идти в реальную жизнь» — такую надпись вы не можете повесить в школах», — обращаются к педагогам учителя в Карлштадте (Бавария). Там заявили, что не будут выполнять требование о запрете мобилок. По их мнению, стоит учить детей безопасному использованию интернета и гаджетов, а не запрещать их.
По мнению министра образования Италии Валерии Федели, если вы оставите ребенка наедине со смартфоном, вполне вероятно, он будет обманут фейком или станет жертвой киберпреступников. Если же ученика наставляет квалифицированный учитель, он сможет многое объяснить. В этой стране планируют снять запрет на мобильные телефоны на уроках, существующий с 2007 года.
3. Лишатся современных средств обучения
Это все равно, что отказаться от тысяч компьютеров. Так считают в США, Канаде, скандинавских странах — там, где есть программы включения гаджетов школьников в учебный процесс. Практика BYOD (Bring your own device, то есть «Принеси свое устройство») действует в школах Бельгии с прошлого года, а в Канаде — с 2012.
В школе Св. Юлиана (Ньюпорт, США) нет бумажных дневников — все данные хранятся в «облаке», а преподаватели используют Twitter, чтобы давать инструкции ученикам. Уроки там снимают на видео и просматривают дома.
В Портсмуте ученики активно начали учить географию с тех пор, как задействовали смартфоны: создают подкасты, анимацию, используют GPS и картографические программы. А наиболее популярен геокешинг — игра с применением спутниковых навигационных систем: поиск тайников на территории школы с помощью географических координат.
Даже ученикам младших классов, чтобы поощрить их читать и писать, учителя шлют смс с загадками и историями.
В Ирландии, где родной язык ученики знают плохо, а думают и общаются на английском, учителя во время занятий отправляют им голосовые сообщения с ирландскими словами.
4. Ученикам несложно обойти правило
Журналист The Independent Стивен Моррис провел собственное исследование: выполняются ли правила в тех учебных заведениях, где уже введен запрет на смартфоны. Школьники рассказали о множестве уловок. Например, у учеников два телефона, один из которых они сдают на входе в школу, а другим тайком пользуются. А один школьник продемонстрировал, как за 30 секунд обойти родительский контроль: погуглить испанские слова на любые запретные темы и вводить именно их.
По материалам The Independent, The Guardian, ВВС, Telegraph, Le Monde, New York Post, Der Spiegel, La Repubblica.