Почему Китай запретил репетиторство по школьным предметам?

Автор текста: Ангелина Грицей

Сейчас Китай находится в демографическом кризисе. В течение прошлого года родилось лишь 12 млн малышей — это меньше всего с 1961. Родители боятся, что не смогут заплатить за хорошее образование детей, поэтому планируют семью с осторожностью. Правительство КНР решило вмешаться — и запретило репетиторство по школьным предметам в учебных центрах. Почему так произошло и как отреагировали родители — читайте в материале.

«Куриная кровь», или борьба за лучшее будущее

Образование для граждан Китая — это прежде всего шанс на восходящую социальную мобильность. В стране работают 985 ведущих университетов, выпускники которых преимущественно становятся более успешными, чем остальные их сверстники. На одно место в лучших университетах Китая обычно претендуют до 50 тыс. абитуриентов. Чтобы попасть в них, нужно сдать государственный экзамен — гаокао, который длится приблизительно 9 часов. Его считают одним из самых сложных в мире. Для школьников из семей низкого или среднего достатка хороший результат за тестирование — фактически единственный способ гарантировать себе прибыльную офисную работу в будущем.

Проблема особенно остра для выходцев из сел — а это 40 % граждан Китая. Несмотря на экономический рост страны в целом, разница между доходами бедных и богатых до сих пор разительна. Работа на фермах и фабриках неприбыльна. К тому же к ней все чаще привлекают иностранцев из Вьетнама или стран Африки, ведь им можно платить еще меньше. Соответственно, возможностей для крестьян Китая без образования очень мало. Молодежь, у которой нет возможности или желания учиться, может либо эмигрировать, либо продолжить идти по стопам своих предков. Для большинства родителей — это не выход. Они готовы на все, чтобы их дети были конкурентоспособными на рынке труда.

Подготовку к экзамену часто начинают еще в детском саду. Дошкольников записывают на курсы начального уровня по математике и английскому. Цена часового занятия может колебаться от 80 до 150 долларов. Несмотря на то, что обязательное девятилетнее образование в Китае в основном бесплатное, количество мест в престижных школах ограничено, особенно в мегаполисах. Отсюда — потребность соревноваться еще с детства.

Для китайской культуры воспитания, сосредоточенной на успешности, даже придумали специальный термин — «jiwa», что означает «куриная кровь». Его название происходит от одной из практик народной медицины второй половины ХХ века, когда больным делали инъекцию свежей куриной крови, чтобы стимулировать приток сил. «Куриные» родители постоянно находятся в среде эмоционального и финансового давления. Как результат, многие из них не готовы рожать второго или третьего ребенка. Они боятся в который раз столкнуться со схожими вызовами. И это проблема для Китая.

Мировой фабрике грозит старение

Последние десять лет страна находится в демографическом кризисе. Прирост населения уменьшился, в частности вследствие политики «одна семья — один ребенок», которую КНР внедряла с 1980 по 2015 год. В прошлом году родилось лишь 12 млн малышей. Это наименьшее количество с 1961 года, когда вследствие голода, вызванного политикой Коммунистической партии, родилось только 11,8 млн.

В то же время население Китая стареет. 13,5% жителей страны — люди за 65. Им нужно выплачивать пенсию и предоставлять качественные медицинские услуги. Для этого необходимы деньги, которые до сих пор обеспечивала вторая крупнейшая экономика мира. Но с уменьшением количества трудоспособной молодежи сохранять прежние темпы будет все сложнее. Это поставит под угрозу амбициозные цели Китая в долгосрочной перспективе.

Соответственно, правительство любыми способами пытается стимулировать рождаемость. Для этого прежде всего нужно изменить культуру получения образования. Она пугает потенциальных родителей едва ли не больше всего.

Недавно власти уже отменили экзамены и домашнюю работу для первоклассников и уменьшили объем заданий на дом для остальных младших школьников. Кроме того, больше нельзя вывешивать рейтинги для всеобщего ознакомления. Однако в июле Коммунистическая партия пошла еще дальше.

Реформы ради баланса

В 2016 свыше75 % детей в возрасте от 6 до 18 лет посещали репетиторские центры после школы. Говорят, за последние годы этот процент вырос еще больше. Банки Уолл-стрит оценили индустрию в 100 млрд долларов. Значительная доля инвестиций в нее были из-за рубежа, в частности из США и Гонконга. В июле правительство запретило платные занятия в центрах, чтобы разгрузить школьников и помочь сэкономить родителям.

Теперь эти учреждения станут благотворительными организациями. Зарабатывать они смогут только на необязательных по школьной программе предметах, таких как музыка или танцы. В то же время на выходных, во время каникул и в государственные праздники они работать не будут ни при каких условиях. Новые правила касаются и онлайн-образования. Также репетиторским центрам будет запрещено себя рекламировать. За изображение бренда в метро или на обложке тетради может грозить штраф.

Функцию репетиторов должны взять на себя сами школы. Учителя, социальные работники или волонтеры должны организовать систему послеурочных услуг, чтобы помочь детям бесплатно получать помощь в обучении. Ресурсы на такие программы будут выделять из бюджетов школ — правительство постарается, чтобы во всех учреждениях они были более-менее равными. Кроме того, на кампус можно будет приглашать бывшие репетиторские центры для ассистирования, но процедуру их отбора будет строго контролировать государство.

Пока будет конкуренция, родители не успокоятся

Родители в основном скептически относятся к изменениям. Есть опасения, что нововведение навредит детям из семей низкого или среднего достатка, ведь сама проблема — чрезмерная конкуренция — до сих пор не решена. Богатые смогут позволить себе нанимать дорогих частных репетиторов. Остальным придется ограничиваться школьными уроками и самообразованием. Цель же у всех и дальше будет одна — получить как можно выше балл по государственному экзамену.

Тем временем правительство Китая продолжает искать новые лазейки, чтобы решить демографический кризис. Оно обещает увеличить продолжительность декрета для матерей и лучше защищать права родителей на рабочих местах, чтобы поощрить пары рожать детей. Однако сначала придется побороть культурные предубеждения, которые сформировались в обществе за годы политики одного ребенка.

«Не важно, сколько малышей разрешит иметь власть. Я не буду рожать, поскольку с детьми слишком дорого и слишком сложно», — рассказывает 26-летняя Ли Шан, продуктовый менеджер интернет-фирмы, журналистке газеты New York Times.

Поділитися цією статтею
Автор: