Знакомьтесь, учителя-супергерои из ТОП-10 Global Teacher Prize Ukraine
Учительница английского языка
Город Мариуполь, Мариупольский городской лицей
Видит свою учительскую миссию в том, чтобы развивать у детей навыки 21-го века: критическое мышление, медиаграмотность и коммуникацию
Покоряет один международный проект за другим: выступает тренером и ментором GoCamp, фасилитатором в «English for Media Literacy», учительницей в «English Access Microscholarship Program»
Ее ученики изучают английский в игровой форме, а затем едут учиться в США по программам обмена
Стихия: 🔗
Моя суперсила — большое желание делиться: знаниями, возможностями, наработками. Не все учителя этого хотят, многие считают методики преподавания своей собственностью, держат их в секрете. Мне же, наоборот, хочется делиться. Порой кажется, что коллеги думают: «О, опять мне будут давать советы или приглашать на новый тренинг».
Развивает навыки критического мышления и медиаграмотности
Медиаграмотность — один из важнейших навыков человека в 21-м веке — анализ информации, критическое мышление. Медиа окружают нас круглосуточно. Дети — очень уязвимая аудитория, они зависимы от смартфонов и не осознают, какое влияние на них оказывает информация из соцсетей. В прошлом году я победила в программе обмена «Fulbright Teaching Excellence and Achievement» и в течение двух месяцев училась интересно и эффективно преподавать медиаграмотность в Kent State University в США.
У каждого участника программы был свой ментор — учитель в школе, где мы проводили уроки. Моим ментором была преподавательница предмета Social Issues — на этих уроках американские ученики изучают, что сейчас происходит в мире: новости, конфликты, где война и т.п. Каждое утро они начинают с обсуждения новостей, анализируют источники информации. Когда школьники понимают, что происходит вокруг, они иначе видят себя в этом мире. У меня сложилось впечатление, что американские ученики очень продвинутые в смысле кругозора и современных событий в мире. Я вернулась домой с желанием, чтобы и украинские школьники были более сознательными и информированными о мировых событиях.
В программу по английскому языку можно очень легко и естественно вплести темы медиаграмотности, тем более, что теперь я знаю, как интересно и доступно учить детей различать фейки, дезинформацию, манипуляции. Дополнительной мотивацией для меня стала персональная история: моя старшая родственница как-то сказала, что они с семьей принимают лекарства. Когда я спросила, все ли в порядке, может кто-то болен, она ответила, что это для профилактики, ведь услышала об этих таблетках по телевизору. Я была в шоке, ведь взрослый мудрый человек воспринимает телевизор как источник информации, которому можно доверять, даже не проверяя ее.
Строит сеть инновативных и продвинутых учителей
В прошлом году мы подали заявку на грант Посольства США и получили средства на внедрение проекта по повышению квалификации для учителей английского языка в Мариуполе. Целый год у нас работала можно сказать школа выходного дня для педагогов со всего города.
Старались привлечь именно молодых специалистов, чтобы поощрить их оставаться в профессии, не потерять пыл энергии и мотивации. Раз в две недели учителя приходили на тренинги, которые проводила я, моя коллега, тренеры из других городов. Эксперты из British Council и Посольства США в Мариуполь приехать не могли, потому что мы прифронтовой город, поэтому мы устроили выездные сессии в Бердянске.
В течение года мы делились всем, чем только можно: технологиями, методиками, материалами. К проекту я привлекла и коллег из США и Европы, с которыми проходила стажировку на программе обмена: для украинских учителей они записали видеоролики о своих лайфхаках преподавания. Для многих педагогов это был первый опыт таких тренингов с дружественной атмосферой, кофе-брейками, свободным обменом мнениями и опытом. После завершения проекта каждая участница должна была провести тренинг еще и для своего круга коллег в школе. Поэтому идею о том, что знаниями нужно делиться, я распространяю среди педагогов, выстраивая целую сеть мотивированных, продвинутых учителей.
Помню одного ученика, который стал настоящим вызовом для меня как учителя. Мальчик был сиротой, его воспитывала бабушка и братья матери. В семье он подвергался постоянному буллингу, его травили, мол, «ты что, думаешь, ты самый умный». До сих пор не понимаю, как в таких условиях этот мальчик сохранил интерес и тягу к знаниям: он неплохо учился, и при этом у него был бунтарский дух — ему не нравились учителя, он выдвигал к ним кучу претензий. Даже ко мне сначала было враждебное отношение.
Но я сумела найти с ним контакт: мы не спорили, а дискутировали, я всегда аргументировала и объясняла, почему это задание, а не другое, почему нужно выполнять так, а не иначе. Мне удалось завоевать его доверие — уже в следующем году он постоянно бегал ко мне за советами, оставался помогать мне после уроков. Он подал заявку на Flex — это программа обмена для школьников. Я помогла ему подготовиться ко всем этапам отбора. Это было полностью его желание и тяжелый труд, ведь у семьи не было денег на дополнительные уроки английского.
Он прошел отбор и поехал на год учиться в школе в США. Считаю это и своим большим достижением: я была еще молодой учительницей, которая едва ли не впервые столкнулась с тем, что ученик делает мне замечания. Наверное, главным ключиком было то, что я воспринимала этого ученика с уважением, не поступалась своими принципами, но и уважала его позицию, это был разговор на равных. Сейчас слежу за его страницей в соцсетях — он работает, много путешествует, поэтому думаю, у него все хорошо сложилось в жизни.
Мои магические атрибуты — это карточки. Для меня они незаменимы на уроках: с помощью карточек можно быстро организовать игру — разбить класс на группы или пары, так чтобы каждый раз состав детей в команде был другим. Даже если тебе кто-то не нравится, ты должен работать с ним, поскольку обучение — это часто выход за рамки своего комфорта. Карточки очень удобны для speaking-упражнений: на карточке есть понятие, дети должны объяснить его другими словами, а остальные должны угадать. Именно карточки позволяют расслабиться от учебника и правил, чувствовать себя непринужденно и преодолевать в таких играх языковой барьер — учишься говорить на иностранном языке, как на родном. Это идеальная ситуация спонтанного общения: выпала карточка, выпал напарник, должен говорить — это очень эффективно.
Свою скрытую слабость обнаружила недавно. При дистанционном обучении, когда вижу черные квадратики вместо лиц, когда не вижу глаз, это очень сложно психологически, демотивирует меня как учителя. Ведь не чувствуешь обмена энергией, не получаешь отдачи, не понимаешь, усвоили материал или нет.
Многие дети не хотят включать камеру — возможно, стесняются показывать свою комнату. В классе они чувствуют себя привычно, а вебкамера — это как впустить других людей в свое частное пространство, на тебя все время кто-то смотрит. Я понимаю, что детям это некомфортно. Когда замечаешь, что в классе кто-то не работает, сразу даешь индивидуальное задание, или как-то иначе включаешь ребенка в работу. В онлайн-формате это совершенно невозможно, ведь перед тобой квадратик с именем, в лучшем случае — фото котика.
Чувствую себя истощенной после таких уроков. Но понимаю, что не вправе заставлять детей включать камеру, это неэтично. Тогда начала придумывать: если мы играем в Крокодила и надо жестами показать слово, ученик все-таки должен включить камеру. Или предлагала детям делать руханки, чтобы каждый показал, как умеет смешно танцевать или прыгать — вот тогда они совсем не стеснялись и весело кувыркались у себя на кроватях.
Для меня это до сих пор загадка — как каждый раз находить общий язык с детьми в онлайн-формате обучения.
Автор иллюстраций: Ирина Донская