Учиться стоит даже на каникулах, но весело, в форме игры, познавать все на собственном опыте. А чтобы помочь ребенку улучшить память, родители или учителя должны знать маленький нюанс: ассоциации приводить через 10–30 секунд. Такие новейшие выводы специалистов Института Цукермана при Колумбийском университете, США.
Образы должны быть смешными или странными
«Да у него просто память плохая» — такой вывод учителей в отношении ребенка звучит как приговор. Нет знаний? Можно помочь, взять репетитора. Не понимает? Объяснить. Нет мотивации? Есть надежда заинтересовать. Но что делать, если школьник «теряет» изученное, потому что все быстро забывает, поэтому новые знания не вяжутся с предыдущими, в которых постоянные пробелы? Сколько родителей просиживают с ребенком до ночи за тетрадями, а назавтра за то, что «отскакивало от зубов», он получает плохую оценку, потому что в классе мало что вспомнил!
Как панацею мамы и папы часто воспринимают мнемотехники, облегчающие запоминание. Они построены на действии ассоциативной памяти, что значительно эффективнее пассивного запоминания. Всем знакомый пример: надо запомнить последовательность цветов в радуге: красный, оранжевый, желтый и т.д. Можно этот перечень повторять вновь и вновь, но времени на это уйдет много, да и такое занятие воспринимается как неприятное. А можно выучить веселую фразу: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Первые буквы напоминают, какие цвета идут дальше. Главное в создании ассоциаций — это яркость образа, который вы будто бы видите, нестандартность, неожиданность, что-то смешное или странное. Ведь память обозначает как приоритетные те воспоминания, которые эмоционально окрашены. Можно сравнить это с созерцанием пейзажа: вы увидите в первую очередь все яркое, то, что бросается в глаза, а вот серые веточки или белые цветки — позже.
Ассоциативную память охотно подключают к работе самые современные учителя, которые убеждены в стиле НУШ: учиться ребенок в начальной школе должен легко, в игровой форме, с удовольствием.
Умных побеждают те, у кого лучше память
К сожалению, различные курсы мнемотехник для развития памяти часто не окупаются. Многие считают, что их детям это не помогает. Несмотря на то, что сегодня существует множество мнемотехник, облегчающих построение ассоциаций для запоминания разного рода информации, нет универсальной методики, которая подошла бы для всех случаев. Специалисты настаивают, что есть хорошие и плохие мнемотехники, эффективные для одних и бесполезные для других.
Как же это работает? Дело в том, что механизмы ассоциативной памяти до сих пор недостаточно исследованы. Как, например, мозг связывает события для формирования памяти? Как это можно использовать в обучении? Это решили исследовать американские нейрофизиологи. Ученые нашли участок мозга, который связывает воспоминания во времени. У мозга мощная способность запоминать и связывать события, разделенные во времени. И теперь, в новом исследовании с использованием лабораторных животных ученые пролили свет на то, как мозг может формировать такие прочные связи.
Гиппокамп строит мосты в течение времени: связывает два события, которые случаются с промежутком от 10 до 30 секунд. Эта способность является ключевой для выживания всех животных, ведь, к примеру, звуки выстрела и ранения отдалены во времени. Без их сочетания невозможно осознание угрозы уже от звуков, то есть невозможно обучение, образование части логических связей. Поэтому первый вывод, сделанный исследователями: животные, у которых был высокий потенциал в обучении (например, они быстрее других находили выход из лабиринта, за которым были лакомства), становились плохо обучаемыми, если у них были нарушения в гиппокампе. Если грызуны не могли научиться связывать два события, разделенных десятками секунд, они во всем уступали менее умным «коллегам».
Чем нервные клетки похожи на гирлянды
Считалось, что проблемы с ассоциативной памятью и обучением в целом случаются у людей, у которых повреждены клетки гиппокампа. Чтобы проверить это, животных подвергали двум последовательным раздражителям: нейтральному звуку с последующей небольшой, но неприятной нехваткой воздуха. 15-секундная задержка разделяла два события. Ученые повторили этот эксперимент в течение нескольких испытаний. Со временем мыши научились ассоциировать один раздражитель с другим. С помощью усовершенствованной двухфотонной микроскопии и функциональной визуализации кальция исследователи одновременно фиксировали активность тысяч нейронов в гиппокампе животных в течение каждого испытания. Чтобы обработать все эти данные, пришлось привлечь мощные математические средства для анализа огромного количества экспериментальных данных и сделать компьютерные модели. Нейрофизиологи ожидали непрерывную нейронную активность за промежуток времени между раздражителями. На самом же деле активной была лишь часть нервных клеток, причем лишь время от времени, через случайные временные промежутки. Это значительно отличается от непрерывной деятельности, которую мозг проявляет во время других видов запоминания, например, при заучивании стиха. Далее пришлось прибегнуть к сложным вычислениям, которые разработаны для анализа случайных процессов. Выяснилось, что всплески деятельности образуют сложную схему.
Если очень упростить: нервные клетки экономят энергию, работая как гирлянда, где в определенное время светится лампа определенного цвета. А те, что отдыхают, кодируют информацию в связях между клетками, которые называются синапсами. Это приводит к увеличению силы синапсов. Все это доказывает, что ассоциативные связи между событиями, разделенными временем, создаются максимально эффективно как для мозга. Это лучший способ хранения информации. И первый положительный вывод — даже дети, у которых повреждены клетки гиппокампа, есть органические заболевания, способны развить приличную ассоциативную память (как, например, гирлянда, в которой не горит ни один цвет, но которая в целом работает).
Как сделать «правильную» мнемотехнику
Есть и много других полезных результатов. Благодаря этой схеме ученые могут моделировать, как образуются ассоциативные связи во время обучения. А это значит, что ученые в ближайшее время должны определиться, какие мнемотехники наиболее эффективны. Также можно предположить, что для детей со слабой ассоциативной памятью эффективными будут мнемотехники с отсрочкой на несколько секунд. Скажем, вместо того чтобы повторять новое слово иностранного языка много раз, лучше придумать образ, который легко вспомнить. Например, слово сup — чашка. Берем украинское слово, которое звучит похоже, и связываем их в одно предложение. «Кап-кап из чашки» — способ объединить слова. Сделаем яркую иллюстрацию — это стандартная мнемотехника. А если сначала сказать предложение, а через 10–30 секунд показать такую картинку, мы добавляем отсрочку. Специалисты советуют, чтобы сначала был раздражитель именно для слуха. Второе впечатление должно быть сильнее и ярче, а для большинства людей такова именно визуальная информация.
Модель ассоциативной памяти поможет ученым еще и в лечении панических атак и посттравматических стрессовых расстройств. Ведь один из симптомов — когда нейтральная сенсорная информация (скажем, аромат духов или грохот автомобиля) вызывает сильный страх и соматические проблемы (головокружение, расстройства дыхания, озноб и т.д.). Человек страдает от пережитой психотравмы, за несколько секунд до которой что-то услышал, увидел, почувствовал запах. Например, почувствовал хвойный аромат освежителя воздуха в машине перед тем, как попасть в аварию. В дальнейшем в любом месте хвоя будет вызывать панику.
Что еще советуют для развития ассоциативной памяти:
- Чем более четкую инструкцию к учебному заданию ребенок получает (что именно делать), тем меньше пользы. Чем больше возникает ассоциаций с чем-то ранее известным, тем лучше оседает информация. А лучший способ для этого — получить знания через собственный опыт (тогда ребенок будет опираться на то, что уже знает) или обратиться к памяти за личными, эмоционально окрашенными событиями (фокус во время праздника запомнится лучше, чем тот, о котором прочитали в книге). Ребенок должен «присвоить» знания.
- Активность гиппокампа должна быть регулярной. Проще говоря, если у ребенка нет больших перерывов в обучении, его память становится лучше, тренируется. Но нельзя забывать о положительных эмоциях (элементы обучения на каникулах или выходных должны восприниматься, как веселая игра). Обучение без них к желаемым ассоциациям добавит некий маркер «избежать», поэтому ребенок не захочет вспоминать знание или практиковать навык.