Эксперты уже анализируют, какие именно родительские опасения наиболее типичны при самоизоляции. Ведь когда ты постоянно с детьми, а в мире многое меняется, в голову лезут разные вещи. Журналистка «Освитории» Алина Мирошникова исследовала, как это происходит и что делать, чтобы преодолеть эти страхи.
Не останется ли у ребенка «ковидная» психотравма?
У нашего мишки коронавирус. Так считает 5-летний сын. Он каждый день его тщательно обследует, изолирует от других игрушек и лечит. «Что-то ему мешает дышать», — экспертно заявляет сын, а я думаю: где же он набрался знаний о том, какие именно проблемы возникают у таких больных. Что он еще посмотрел без меня и как это «переваривает» его психика? Разбросанные по квартире игрушки дети объясняют так: «Им нельзя подходить близко друг к другу, они все отошли на два шага». Это — вариации на тему социальной дистанции. Дети играют с новыми перчатками и масками (конечно, не с теми, которые планируем использовать). А еще сын рассматривает все в игрушечный микроскоп, который раньше валялся без дела, и говорит: «И здесь микробы, и здесь. А вот — инфекция». У него это пока звучит как «фифекция», но я знаю, это — о COVID-19. Ведь мы учим на улице не прикасаться к лицу, не срывать, как раньше, одуванчики, не сажать на ладони жуков — везде может быть вирус. «А болеют ли им божьи коровки?»
Весенняя улица такая же, как в прошлом году — увлекательная для маленького мальчика, полная всевозможных камешков, палочек, луж. И почему ему нужно проходить мимо всего этого, как взрослому? Кажется, мы говорим с детьми о карантине взвешенно и спокойно, все объясняем, но все же сжимается сердце: не травмирует ли это детей? Не станут ли они, когда вырастут, ипохондриками, которые будут до дыр тереть руки? Или, наоборот, не станут ли пренебрегать правилами безопасности, говоря себе: «Натерпелись этого карантина в детстве, достаточно»?
— А помнишь, когда-то давно, еще до карантина?… — спрашивает сегодня дочь.
Школьное задание (переиначить сказку о Красной Шапочке) в ее исполнении звучит так: «Не послушала девочка маму, пошла вглубь леса и… сняла там маску. И подошла к волку очень близко (я так понимаю, не соблюдала социальную дистанцию)». Это нормальная детская проработка того, что тревожит? Или психотравма, которая заставит ее, когда станет тинейджером, опрыскивать антисептиком кавалера, прежде чем поцеловать? Впрочем, если во взрослом возрасте к средствам контрацепции дети будут относиться так же тщательно, как сейчас к маскам, можно за них не волноваться.
Что попробовать: предлагаю детям, как советуют психологи, нарисовать улицу, по которой мы гуляем. А потом — самые большие страхи. У обоих улицы разноцветные, цветущие, сияют солнышки, идут улыбающиеся люди (без масок). Страх дочери — паук, сына — бабка Гренни из компьютерной игры (друзья из детского сада рассказали). Итак, карантин занимает не так много места в их сердцах, как кажется.
Не инфицируется ли ребенок коронавирусом?
Раньше возгласы детей «Что-то меня морозит» или «Голова болит» казались жизненными мелочами. Спокойно разбиралась, и в большинстве случаев все это означало: «Не хочу убирать игрушки» или «Не буду учить математику». Сейчас от каждого покашливания меня саму начинает морозить. А если ребенок простудился, фантазия испугано подсказывает: «Сейчас начнет лихорадить, нужно ехать в больницу. А там обнаружат COVID-19. И как его лечить? Как тогда не инфицировать других членов семьи? Если госпитализируют, то куда и насколько? В моем воображении муж и сынок уже ведут жизнь робинзонов в квартире с опустошенным холодильником, когда я понимаю, что повышения температуры у дочери все-таки нет. А простуда постепенно уходит. Медики утверждают, что сейчас многие родители с более-менее здоровыми детьми бегут в больницы, где как раз можно инфицироваться. Страшно пропустить первые симптомы, поздно начать лечение, «если что».
Что попробовать: Можно посоветоваться по телефону с семейным врачом, педиатром. Если раньше не случалось, чтобы вы пренебрегали интересами ребенка, если вы — обычные родители, не нужно быть сверхбдительными. Позвольте себе реагировать, как до карантина. Насморк — не катастрофа. Резкое повышение температуры или нарушение дыхания напугали бы вас в любом случае. Вот на это и ориентируйтесь. В этом смысле COVID-19 ничем не отличается от гриппа или пневмонии.
Чем занять ребенка, когда закончатся идеи?
Чем заинтересовать на карантине ребенка — я знаю. Более того, я об этом пишу. Ведь эксперты дают такие интересные советы, которые бы меня в 5–7 лет очень заинтриговали. Но все эти развлечения и занятия подходят гипотетическому ребенку, а мои конкретные мало что из предложенного хотят. Ни рассказывать сказку по очереди, ни рисовать, ни брать ногами игрушки из коробки, лежа на спине, и перебрасывать через голову (прекрасный лайфхак из интернета).
Возможно, я с моими габаритами просто не могу им продемонстрировать, как это весело. А возможно, на второй месяц карантина уже ничего не весело. Каждое утро я думаю: чем занять детей, кроме бытовых дел, чтения и мультфильмов? За это время мы сделали уже много неожиданного: перебрали старые альбомы с фотографиями, покрасили куклам волосы в синий и зеленый цвет, научили нашего хомяка находить выход в самодельном лабиринте. А еще провели немало «челленджей»: с едой, которую нужно угадать с завязанными глазами с первого укуса; с воздушными шариками, из которых сыпется рис, льется вода, а если повезет — падает конфета; с записками в конвертах, которые подсказывают координаты «сокровищ» на балконе или в шкафу. И все это придумывают дети. Но когда они плачут, что хотят играть с друзьями или что им скучно, кажется, больше идей, способных их утешить, не найдется.
Что попробовать: придумывать идеи на завтра вместе с детьми. Этот маленький «брейншторм» приносит хоть какие-то результаты, ведь сам процесс придумывания увлекает детей. А родители не чувствуют себя беспомощным перед детским «Чем мне заняться?»
Не плохие ли мы родители (если обращать внимание на соцсети)?
На карантине в соцсетях родители делятся тем, как их дети пекут пироги, играют на скрипке и разбирают и собирают ноутбук. Говорят, что во время самоизоляции таланты пышно расцветают, если есть родительская поддержка. Мы охотно поддерживаем креатив, но расцветает только катание на роликах по коридору. Наши дети ничего такого не делают, что можно сфотографировать. Вероятно, пошли в меня. Ведь мамы тоже раскрываются в соцсетях: рисуют картины, вышивают крестиком и готовят меню мишленовского ресторана. И даже те, кто ничего такого не делает, элегантно впадают в депрессию — позируют с бокалами вина на фотографиях и сверкают черным юмором. В моем доме если бокалы появляются на столе, то это потому, что дочь решила развести краски и посмотреть, как все будет блестеть через хрусталь. В процессе эксперимента три из шести бокалов не выживают, и мне остается подметать осколки.
В моем доме черный юмор — это когда сынок говорит, что я «мама-зомби». (Вопрос: в какую компьютерную игру он играл? Еще один вопрос: зачем я устанавливала родительский контроль, если зомби легко его обходят?) Как «мама-зомби» я должна рычать и закатывать глаза. И я действительно рычу и закатываю глаза, но не с сыночком, а со старшенькой, когда она категорически не хочет садиться за уроки к ноутбуку. «Давай перемотаем то, что говорит учительница, — просит она, и я долго объясняю, что это же не видео. И вообще, нужно внимательно слушать. — Ну хорошо, хотя бы звук выключим».
Что попробовать: в свободное от работы и быта время делать только то, что хочется. Это обычно получается лучше всего. Даже если это соревнования по запуску мыльных пузырей или шевеление ушами. Во-первых, это тоже может мило смотреться на фото. Бессмысленные вещи иногда людям ближе, чем одинаковые «правильные». Но если даже нет, во-вторых, десять лайков улучшат вам настроение на несколько минут. А радостная атмосфера дома даст немало часов удовольствия.
Безопасно ли будет в садике или школе в сентябре?
Если карантин завершится и новый учебный год начнется, как раньше, за партами, не будет ли среди 30 учеников кого-то инфицированного? Запретят ли в классах гаджеты, к которым уже так привыкли дети, или сделают частью учебного процесса?
Будет ли дочь без присмотра мыть руки? А уж о социальной дистанции школьников на перемене нечего и думать: там всегда куча мала. Но эксперты же советуют во время занятий позаботиться об этом. Будут ли делить класс на подгруппы, которые будут заниматься по разному расписанию? А что делать с дистанцией в детском саду? Ведь в группе так много детей, что приходилось прикреплять к шкафчикам с вещами по несколько имен, а дети всегда спорили за свободное место на полках для их вещей. ОРВИ у кого-то из воспитанников автоматически означала, что ею переболеет половина группы. Как же в таких условиях быть с профилактикой коронавируса?
Что попробовать: пообщаться на эти темы с другими родителями класса или группы и, если есть понимание, с учителями или воспитателями. Узнать, что планирует менять школа (садик). Вместе с другими родителями поискать конструктив: что можно сделать, пока есть время. Скажем, заранее приобрести запас дезинфицирующих средств. В Италии, например, которая первой выходит из карантина, в некоторых классах клеят разметки, куда становиться, чтобы сохранять расстояние в 1,5 метра, а к партам монтируют разделители.