Современные люди привыкли воспринимать желание общаться «на ура» и с подозрением относиться к желанию уединиться. Немало сказано о том, что люди — социальные животные. Удовольствие от приватных отношений, принадлежность к группе, рабочее сотрудничество делают людей эмоционально зрелыми. Но новые исследования доказывают, что побыть время от времени в одиночестве не просто полезно, но и повышает коммуникативную компетентность.
Умение быть наедине против депрессии
В 2021 году выходит книга Нейла Анселла «Кружащееся небо: О природе и принадлежности в старинном лесу», в которой он рассказывает, как невольно стал отшельником. Это уже третье произведение о его пятилетнем опыте уединения. Из-за проблем с жильем он согласился снимать коттедж в валлийских горах буквально за копейки. Жить пришлось в нескольких милях от ближайшей деревни, и за все время пребывания там возле дома не проходил ни один человек. Впрочем, автор из Великобритании рассказывает не о преодолении дискомфорта, а о том, каким положительным оказался опыт уединения, ощущение самодостаточности и творческого потенциала. По его мнению, люди боятся быть наедине, поскольку у них мало шансов попрактиковаться в этом в современной жизни, им просто не хватает такого опыта.
Психология до недавнего времени относилась к одиночеству только как к проблеме и вовсе не исследовала его как выбор, как обнаружил Кристофер Лонг еще в 1999 году. Скажем, если кто-то изолируется, это исследуют как проблему и ищут особенности психики, которые к этому привели. Однако опрос, проведенный Лонгом в 2003 году, доказал, что люди далеко не всегда испытывают отрицательные переживания, когда остаются наедине. А Роберт Коплан из Университета Карлтон изучает детей, играющих в одиночестве, и пришел к такому же выводу.
Исследование, проведенное тайваньскими педиатрами и психологами, обнаружило: способность подростков к комфортному уединению не связана с отрицательными чертами личности (то есть нейротизмом). Этот результат может изменить стигму прошлого, когда наслаждение одиночеством считалось признаком шизоидности, недоверия к миру, застенчивости, низких коммуникативных способностей и т.п. Быть наедине — это своеобразное мастерство, которое облегчает негативное влияние депрессии. Это не значит, что такие люди не болеют депрессией или выздоравливают самостоятельно, но они переносят ее значительно легче.
Что уменьшает сочувствие к «чужакам»
Такое отношение к уединению было до сих пор не только в Европе. «В нашей стране так много культурной тревоги относительно изоляции, что мы, как правило, не можем оценить преимущества уединения», — пишет другой автор, книга которого «Наедине в Америке» тоже выйдет в ближайшее время, социолог Нью-Йоркского университета Эрик Клиненберг. Тех, кто регулярно хочет побыть в одиночестве, считают эксцентричными или с какими-то специфическими особенностями: интровертами, застенчивыми, с проблемами в общении, жертвами отчуждения. На самом деле, если мы хотим получить максимальную отдачу от времени, которое проводим с людьми, мы должны убедиться, что проводим достаточно времени без них.
Исследование Адама Вейца, специалиста психологического факультета Гарвардского университета, указывает, что люди, поддерживающие постоянную социальную связь с определенной группой, например, с коллегами или с членами общины, значительно меньше эмпатии демонстрируют по отношению к «чужакам». После проведения определенного времени наедине те же люди становятся более способными к сопереживанию любому, без разделения на своих и чужих. И это не единственная польза, которую приносит уединение.
Мыслить вместе — не лучшая идея
Как насчет креативности и поиска свежих идей? Мы привыкли думать, что мозговой штурм — лучший способ для этого. И он нужен, чтобы посмотреть на что-то под разными углами, не ограничиваться. Но на самом деле человек лучше мыслит в одиночестве.
Гарвардский профессор Даниэль Гилберт, лидер в мире позитивной психологии, недавно доказал экспериментальным путем, что воспоминания формируются эффективнее, когда человек переживает что-то без наблюдателей, индивидуально. Двух людей, которые сидели спиной к спине, лицом к мониторам, просили выполнять задания. Половине добровольцев говорили, что они выполняют одинаковое задание (запоминать, какие предметы им демонстрируют в видео). Половине говорили, что один из них будет следить за изображением, а второй должен запомнить звуки. Через несколько дней участников попросили вспомнить, какие рисунки им показали. Как выяснилось, участники, которым говорили, что они выполняют одно и то же задание, хуже справлялись с запоминанием. Те, кто чувствовал, что самостоятельно выполняет задание, становились более ответственными. Таким образом, можно говорить о «сосуществующем уме». Как известно, в толпе люди ведут себя не так эффективно, как в других ситуациях.
Социальная психология давно знает феномен социального бездействия: люди обычно не пытаются что-то делать с максимальной отдачей, если думают, что могут положиться на других. Если, например, два человека тянут канат, ни один из них не будет тянуть настолько сильно, как самостоятельно.
Но есть еще одна причина, почему вместе добровольцы выполняли задание хуже. Человек тратит энергию на представление того, что переживает и как реагирует напарник. То есть вместо того, чтобы думать, переживают о мыслях других людей. Например, фильм воспринимается иначе, если его посмотреть в одиночестве или с близкими. Мы склонны копировать язык тела других людей, а также инфицироваться их чувствами, особенно если эти люди нас привлекают. Этот механизм обеспечивает обучение, но окружение может помешать усилиям человека выяснить, что он на самом деле думает о чем-то.
Подросткам помогает «горькое лекарство»
Более того, уединение помогает качественнее общаться. Профессор Университета Иллинойса Род Ларсон провел исследование, в котором подросткам предлагали записывать ответы на вопросы о настроении и самочувствии. Когда подростки были наедине, они не чувствовали себя счастливыми, как и ожидалось. Ведь они тяжело переносят отделение от группы. Но неожиданно выяснилось, что тинейджеры чувствовали себя лучше после того, как провели некоторое время в одиночестве, чем раньше и чем сверстники, которые постоянно контактировали с кем-то. Это действовало как горькое лекарство с положительным эффектом. А подростки, проводившие в уединении дома от 25 до 45 процентов внеклассного времени, были более успешными в учебе и испытывали больше приятных эмоций в течение недели.
Впрочем, ученые предостерегают родителей не принуждать детей к уединению. Изоляция ассоциируется с негативными эмоциями, наказанием, страданием и в большом количестве приносит значительный вред. Даже непродолжительное одиночество, к которому привело принуждение, отсутствие желаемых контактов или социальная тревога перед другими, делает человека более замкнутым, что сразу же считывает после его возвращения в коллектив окружением. Создается так называемая петля одиночества: люди подсознательно не хотят выбирать для общения тех, кто уже был только что один.
Совсем другое, положительное уединение означает осознанный выбор человека побыть вне общения для самопознания и отдыха. Такой человек, наоборот, становится более желанным для коммуникации.