Знакомьтесь, учителя-супергерои из ТОП-10 Global Teacher Prize Ukraine
Учитель информатики
Одесская средняя школа №65, в прошлом — Донецкий областной Дворец детского и юношеского творчества
Экстраверт и шутник, Олег производит впечатление коренного одессита, если не знать, что в Одессе он проживает лишь с 2014 года. На некоторое время он вынужден был вернуться в Донецк и преподавал с помощью Skype под аккомпанемент гаубичных выстрелов у себя за окном, как пишет в анкете. Однако своим подвигом считает несколько иное: войну с надоевшим бумажным классным журналом
На пятом курсе его, без 5 минут производственного математика, пригласили поработать год руководителем кружков информатики, и уже через несколько месяцев он понял, что не хочет «оставлять себя без этих детей и этой работы»
Убежден, что школа — это ум ребенка, а внешкольное образование — его душа. Обладая опытом работы в обеих отраслях, знает, как развить настоящие таланты детей. Для этого он много лет использует проектный метод в команде
Стихия: 🤝
Главной суперсилой считаю то, что я всю жизнь работал с командами, строил команды, являюсь командным игроком.
Более 15 лет я активно участвую вместе с моими детьми в различных конкурсах по компьютерным технологиям во многих странах мира. В последние годы основным нашим направлением стало участие во Всеукраинском чемпионате по проектным технологиям «Экософт». Там проходит отбор в команду, которая представляет нашу страну на финале всемирного конкурса по проектным технологиям Infomatrix в Бухаресте, Румыния. Более четырех лет я вместе с другим финалистом премии Николаем Тарасюком являюсь руководителем проектов украинской команды на этом чемпионате. Мое основное направление — это компьютерный арт и программирование.
Под каждый Новый год у меня есть около 15 проектов детей из разных школ Одессы, с которыми мы в феврале отправляемся на чемпионат «Экософт». И вот у меня возникает вопрос: как мне из 15 индивидуальных проектов, этой когорты уникальности, креативности и личных амбиций, сделать команду?
Как-то я доношу детям, что командой работать лучше. Мы всегда помогаем друг другу. Чтобы найти к ним ключик, сначала спрашиваю, какое у них хобби. Перед самым конкурсом они практически живут у меня в кабинете. С нами еще два преподавателя: учительница информатики Алла Омельченко и учительница математики Ирина Глинская.
У нас появляется свой внутренний сленг. Например: «Так мы слоника не продадим». Это означает, что у человека хороший проект, а презентация, то есть та часть, которая относится к стендовой защите, во время которой нужно общаться с жюри, не соответствует качеству продукта. Я сказал: «Так мы слоника не продадим», и мне не нужно 15 минут рассказывать, что у тебя не так.
У нас есть хэштег #YNWA из четырех букв названия гимна футбольного клуба Ливерпуля «You’ll never walk alone» («Ты никогда не будешь один»). Иногда исполнение этой песни делало чудо для команды, о чем знают все футбольные фанаты мира.
Еще приведу пример из финала Global Teacher Prize Ukraine в Днепре. Когда я ехал туда, то чтобы развлечь написал для своих фолловеров в Facebook такую фразу: «От работы дохнут кони, ну а я бессмертный пони». Так и пошло: «Бессмертный пони». Теперь вся десятка финалистов этого года называет себя «Веселый табунчик».
У нас всем абсолютно наплевать, сколько медалей ты привез когда-то с мирового чемпионата. Если нужно сейчас постоять возле маленького ребенка и подержать ему планшет, чтобы он защищался лучше, у меня будет там стоять человек, у которого дважды почетное звание «Гордость Украины».
У меня не висит на стене ни одного диплома. В Донецке у меня это было. Сейчас в моем кабинете нет ни одного диплома моего или моих детей. Мы даже специально наши медали называем «побрякушки». Для внешнего мира это то, чего мы достигли. Но внутренне это не является для нас чем-то важным. Хочу, чтобы дети понимали: путь важнее цели.
Самое большое достижение для меня — это 6 детей, которые за четыре года привезли в Одессу 4 бронзовых и 4 серебряных медали с мировых финалов Infomatrix. Этим ученикам присвоено почетное звание «Гордость Украины». Они получали стипендии облсовета, горсовета, а это около 2000 гривен в месяц. Если ребенок своим умом и талантом зарабатывает деньги еще в детстве — это тоже плюс.
Я несу, как могу, запрос на образованность в мир. Мне очень жаль, что сейчас этого запроса нет. Потому что без него общество не вернется к образованию. Даже карантин еще недостаточно дал по голове обществу, что нужно уже повернуться лицом к врачам и учителям. Люди почему-то стали считать, что надо быть специалистом в одной сфере и все. Но мир нуждается в универсалах. Невозможно быть специалистом в ИТ высокого уровня и не разбираться в физике или искусстве.
У нас есть проекты, которые объединяют ИТ и искусство. Например, один ученик изучал статистику цветов в произведениях изобразительного искусства и проверял, есть ли в них баланс цветов. Этот проект ездил в Румынию и взял бронзовую награду.
Я очень люблю проекты, которые сочетают в себе много направлений. Считаю, что информатика должна быть центром межпредметных связей в школе. Информатика — не ЗНОшный предмет, и это ее не убивает. Это сейчас самый свободный предмет в школе с точки зрения программы и автономии учителя.
Мой подвиг был не в школе, а во внешкольном образовании. Я работал в Донецком дворце детей и юношества и должен был заполнять журналы кружковой работы. А я фанатичный противник бумажных классных журналов и этой глупой бумажной работы! Я с клавиатурой работаю, писать уже разучился.
Однажды у меня все-таки лопнуло терпение. Я сделал себе табличку в Microsoft Word, распечатал и вклеил в журнал. Приношу своему завучу Ольге Алимовнивне. (Это был самый профессиональный завуч во внешкольном образовании в Украине. Она меня многому научила.) Кладу ей, а она: «На твой риск. Если придет КРУ — будешь без зарплаты». Я отвечаю: «Кто-то должен это сделать». Приходит КРУ, посмотрела: нормальные журналы. В следующем году подходят коллеги: «Слушай, а дай мне этот Word-файл, там где сведения о родителях, воспитательные часы…» Потом был Всеукраинский съезд директоров дворцов, где тоже оценили наши журналы. Поэтому если во внешкольной деятельности сейчас кто-то вклеивает данные, а не вписывает, то это часть некогда моего подвига. Я этим реально горжусь. Я бы это и со школьным журналом сделал, но за него отвечает классный руководитель и с ним многие педагоги работают.
День, когда у нас наконец появятся электронные журналы по всей стране, я буду считать праздником.
Если мне дадут волшебную палочку и спросят, что я могу сейчас сделать для образования — чтобы этих проклятых журналов не было!
Супероружие — это ментальная карта, или привычка все оставлять на доске. Эти доски никогда не делаются на компьютере, только мелом или фломастером. Вы делаете с командой какой-то проект, какая-то идея проскочила — ты подбежал к доске и записал или нарисовал. Затем сфотографировал, и все — ментальная карта готова. Мы считали эти карты неким рабочим моментом, а потом оказалось, что таких ни у кого нет.
Мы туда записываем нашу внутреннюю речь этого года, какие-то удачные выражения, идеи, «эпик фейлы», моменты, которые позволяют нам считать себя одной командой.
У меня всегда внимание к мелочам. Если у нас по проекту анимация об одесских бычках, то копченые бычки обязательно будут висеть на стенде. Но сначала эти бычки появятся на ментальной карте.
Мне все друзья говорят, что я себя недооцениваю. Я всегда себя ем. Может, это у меня от отца. У него лучшая похвала была: «Ну, нормально».
В 2005 году, когда я первый раз на турнир ехал, сомневался. Потом меня уже нельзя было назад затянуть.
Я самоучка. У меня педагогический диплом только два года. Я шучу, что я — самый молодой седой педагог из ТОП-50 Global Teacher Prize Ukraine этого года.
Автор иллюстраций: Ирина Донская