Почему немецкие дети зубрят музыку в средней школе, но совсем не перегружены в специализированных учреждениях.

1n

Ирина Гляйсберг родом из Днепра, но сейчас живет в Берлине и работает учителем в музыкальной школе. Она сравнивает обучение детей музыке и условия труда учителей в Германии и Украине.

Суровая программа

Я переехала в Германию 10 лет назад и поступила в консерваторию Лейпцига, которая считается одной из лучших в мире. По окончании был выбор: продолжать учебу и заниматься музыкой академически, или работать с детьми. Я выбрала второе, поскольку с детства мечтала учить музыке других.

Оказалось, что уроки музыки в немецких школах совсем не такие, как я привыкла. В большинстве наших школ раз в неделю к детям приходит учитель, который играет на фортепиано или аккордеоне. С ним поют песни или записывают самую простую нотную грамоту.

В Германии система другая. Раз в неделю уроки музыки только в математических классах. Если же в старшей школе (8-9-й класс) вы выбрали гуманитарный профиль, будьте готовы к 2-3 урокам в неделю. И это совсем не легкие уроки.

robert-katzki-167994
Photo: Ivanna Blinova

Музыкальная программа — очень сурова. В ней есть курс сольфеджио, где изучают музыкальные формы, определяют главные партии в симфониях, препарируют музыкальные произведения, словно взрослые музыканты. Мой муж Оливер после школы знал теорию музыки, наверное, лучше, чем я после Днепропетровского музыкального училища. Пятиклассник должен без колебаний объяснить, например, форму рондо.

И ученики относятся к этому очень серьезно. Ведь баллы, полученные на уроках музыки, выставляют в аттестат. Наравне с оценками по алгебре или биологии.

Кто преподает

Чтобы стать учителем в немецкой школе, диплома консерватории, даже лучшей в мире, недостаточно. Каждый учитель должен сдать государственные экзамены.

Сначала будущий преподаватель заканчивает педагогическое училище, где учится одновременно преподавать два предмета. Сочетание может быть любым — даже музыка и физкультура. После этого педагога ждет еще 4,5 года теоретической учебы, и только тогда начинается практика, которая длится около года. В это время нужно ходить на уроки к опытным учителям и писать планы-конспекты. Потом будущие педагоги начинают проводить уроки самостоятельно, но под надзором ментора. И только через год ментор оценивает успехи претендента, и тот сдает первый экзамен.

Второй экзамен выглядит как диссертация на определенною педагогическую тему. Будущий учитель исследует какой-то вопрос о школьном образовании, защищает свой учебный план, пишет критическую статью о себе: что удалось, а что нет. И только тогда его допускают к работе в школе.

robert-katzki-167994
Photo: Robert Katzki

Для претендентов этот момент — один из самых больших праздников в жизни. Ведь учитель получает не только рабочее место и соцпакет, но и гарантию, что его не уволят. Снять с должности школьного преподавателя в Германии практически невозможно. Разве что за какой-то криминал.

Зарплата учителя зависит от региона. Для Саксонии, где я работаю, считается хорошей месячная оплата 2500-3000 евро.

Как человек с музыкальным, но непедагогическим образованием, я имею право преподавать в общеобразовательных школах только факультативы. Дело в том, что каждый немецкий ученик должен выбрать по меньшей мере один факультатив. Обычно такие занятия ставят 4-5-м уроком в расписании. У школы есть контракт с музыкальной школой, где я работаю. И по этому контракту я учила нескольких малышей играть на скрипке.

clem-onojeghuo-101919
Photo: Clem Onojeghuo

Музыкальные школы — для наслаждения

Времени на то, чтобы сдать все экзамены и получить разрешение на постоянную работу в школе, у меня не было. Поэтому пошла преподавать одновременно в две берлинские музыкальные школы: частную и государственную. В действительности форма собственности не имеет никакого значения. Просто в государственных школах не хватает мест для всех желающих, потому открывают немало частных.

haley-powers-370168
Photo: Haley Powers

Музыкальные школы Германии тоже не похожи на традиционные украинские. Ученики там не ходят пять раз в неделю на уроки специальности, сольфеджио и музыкальной литературы. Последних здесь просто не существует. Если ребенок учится в музыкальной школе, он учится играть на определенном инструменте, не больше.

Дети совсем не перегружены. Что довольно странно на фоне суровой общеобразовательной программы. У учеников есть один урок в неделю, который длится 45 минут. Собственно, пока ребенок достает скрипку из кофра, уже проходит 10 минут урока. Мне кажется, именно поэтому в большинстве немецких консерваторий студенты — выходцы из бывшего СССР и китайцы. Их в родных странах учат намного строже. Плата за одно занятие — 20 евро.

Кстати, учитель музыкальной школы не имеет права прессовать ребенка или ругать его. Логика в том, что ребенок ходит на занятия, чтобы наслаждаться музыкой, а не достигать космических результатов.

Преподавателю музыкальной школы запрещают фотографироваться с учениками. Если учитель вдруг ослушался и запостил такие фото в соцсетях, дело может дойти до суда, ведь здесь речь о правах несовершеннолетних.

Еще одно отличие немецких музыкальных школ от украинских — не существует обязательного срока обучения. Никто не следит за тем, чтобы курс длился 7-8 лет, как в Украине. Потому что никто к этому не относится серьезно. Ребенок всегда может бросить через год-два. Но, конечно, есть суперталантливые дети, которые когда-нибудь станут музыкантами. К ним должно быть повышенное внимание. Обычно мы, учителя, объясняем это родителям. Тогда количество учебных часов увеличивается, а мы возим детей на всевозможные конкурсы.

radek-grzybowski-74331
Photo: Radek Grzybowski

На самом деле к такой системе достаточно сложно привыкнуть. Конечно, каждый учитель хочет воспитать гениев. Но при таких условиях это фактически невозможно: ты не имеешь права напрягать своих учеников и даже задавать им домашнее задание. Последний год я взяла отпуск, чтобы понять, куда двигаться дальше.

Поділитися цією статтею
Автор: