Вы с десяток раз в день слышите фразу «Не паникуйте», но она не помогает. Вы стараетесь не читать новости, но в конце концов они добираются до вас из соцсетей. Почему мы паникуем, что помогает нам справиться со стрессом и как превратить карантин в ценное время вместе с близкими, рассказывает психолог Екатерина Гольцберг.
Мы паникуем для выживания
Можно взглянуть на мир животных — все звери предупреждают своих родственников определенными сигналами об опасности. Если, например, обезьяна кричит стае, что приближается орел, то инстинкт поведения в такой ситуации очень сильный: все обезьяны поднимают голову вверх. Если это сигнал о том, что идет тигр, обезьяны взбираются на деревья. Удивительно, что они делают то же самое, даже когда клич о тревоге имитируют в условиях зоопарка. Даже растения умеют извещать друг друга о том, что летит пчелка, следовательно, нужно раскрыть лепестки.
Другими словами, паника — это способ выжить: когда мы чувствуем опасность, включается именно этот механизм выживания. Люди создают атмосферу нервозности вокруг проблемы, потому что так нам легче выжить всем вместе. Мы посылаем друг другу сигнал: я тревожусь — а ты как? Мы хотим почувствовать, что нервничают и переживают все, мы в этом находим объединение. Почему сейчас в социальных сетях возникло так много экспертов? На самом деле, они не эксперты, а что-то где-то прочитали и хотят этим поделиться, чтобы знать, что другие чувствуют то же, что и они.
Есть люди, которые пренебрегают темой эпидемии. Это обратная сторона паники. Когда человек пишет или говорит, что ему безразличен вирус или карантин, это тот же механизм поиска единомышленников: он хочет узнать, а кому еще так же безразлично.
Мы ищем, на что можно опереться
В стратегии выживания человек всегда стремится присоединиться к большинству, но такое невероятное количество противоречивой информации в сети приводит к растерянности. Поэтому люди издавна искали мудрых советов у старейшин. Сегодня мы тоже ищем авторитеты — врачей или специалистов, чтобы опереться на их мнение. Наше второе стремление — узнать, что будет дальше, мы хотим строить прогнозы и действовать согласно им.
Мне вспомнилась давняя притча о мальчике и дожде: одно село уже длительное время страдало от засухи, и пастырь сказал крестьянам прийти в церковь и помолиться, чтобы пошел дождь. Люди пришли в церковь, а пастырь упрекнул их: среди вас всех только один мальчик пришел действительно молиться о дожде — он взял с собой зонтик. Образно говоря, мы сейчас все, как эти люди. Наш зонтик сегодня — это меры безопасности, которые мы должны соблюдать: надеяться на лучшее, но действовать так, будто ожидаем худшего. Поэтому паника при таких обстоятельствах вполне понятна — это способ взбодрить людей вокруг: я нервничаю, давайте и вы мобилизируйтесь.
Нам нужны те, кто смотрит на все критически
В любом обществе людей есть те, кто думает и действует быстро, а есть те, кто фильтрует информацию и отсеивает ее. Это как по правилам брейншторминга: участники сначала набрасывают кучу идей, а потом есть группа, которая критикует и отбрасывает определенные идеи. Так вот, такие люди сейчас очень нужны: они своим умом и темпераментом не дают остальным делать поспешные выводы и лишние действия. Поэтому важно не терять критическое мышление и включать в себе режим рационализатора, чтобы совсем не потерять здравый смысл.
Нам помогают юмор и мемчики
Мы должны ценить людей с чувством юмора. Юмор и смех снижают стресс. Стресс вреден именно тем, что в это время в организме растет уровень кортизола, а это подавляет нашу иммунную систему. Шутки и мемчики в сети снижают напряжение и стресс и позволяют нам справиться со сложной ситуацией. Поэтому позитивный настрой во время карантина очень важен.
Нам следует пользоваться преимуществами доступа к информации
Может показаться, что наличие такого массива информации в сети сбивает с толку. Представьте, если бы интернет и социальные сети существовали во времена Чернобыльской катастрофы, история сложилась бы иначе. Конечно, нельзя сравнивать эти явления, но стоит пользоваться преимуществами открытых данных: читать зарубежные источники, профессиональные издания, проверять факты.
Каждый должен выбрать свой путь «проживания» карантина
Кто-то воспринимает карантин как тюремное лишение свободы — ждет, что это когда-то закончится, и откладывает свою жизнь на потом. Кто-то способен жить сегодняшним днем — здесь и сейчас. Психически здоровый человек все же склонен планировать свою жизнь — строить планы на будущее, прогнозировать. Поэтому для проживания карантина каждый должен выбрать свой путь: кто-то возьмется готовить себя к будущей активной жизни и будет заниматься спортом, читать, развиваться, кому-то легче просто «проспать», условно говоря, этот период, другие выберут путь пережидания. Любой вариант имеет право на существование, если это работает именно для вас и помогает сохранить внутреннее равновесие.
Давайте не осуждать путешественников
Сейчас часто слышу осуждение туристов и людей, которые недавно вернулись из путешествий — мол, это они виноваты в том, что вирус пришел в Украину. Это блейминг — обвинение жертвы. Считаю, это неприемлемо и очень деструктивно для общества, ведь каждый из нас мог оказаться на их месте.
Карантин — время для долгих и глубоких бесед
Это шанс для нас побыть в семье, насладиться долгим общением с детьми — на это у нас всегда не хватает времени в бешеном темпе жизни. Ощутить радость от пребывания рядом и разговоров. Мы вдруг можем понять, что долго жили вместе и не замечали сотен расхождений во взглядах — они просто были невидимы, потому что мы ходили в офис на работу. Но это как раз повод с этим поработать.
Кто знает, возможно, через 9 месяцев после карантина в стране родится много младенцев. Чаще звоните своим родителям — и по телефону, и по видеосвязи: мы забывали это делать в обычное время. Это период долгих бесед с родителями: расспросить об их мыслях, рассказать о своих. Не стоит просить их включать новости — это нереалистично. Лучше обсудить эти новости вместе — сделать за них элементарный фактчекинг сообщений, провести совместный анализ событий. И не забывать говорить, что любим их.
Не спрашивайте себя: за что это нам. Спрашивайте — зачем? Что мы можем из этого вынести? В конце концов, карантин — это некоторая определенность, которая всегда лучше, чем неведение, распутье. Мы должны принять это как опыт — возможно, позже скажем себе, что мы большие молодцы.