Как часто вы впопыхах спрашиваете ребенка о делах в школе и довольствуетесь фразами вроде «Ничего» или «Все хорошо»? У школьника со школой и домашним заданием связаны две трети времени бодрствования. Поэтому это длительный и важный период, за который может случиться что угодно. И если не приучить ребенка к откровенности, рано или поздно это скажется, объясняет психоаналитик Мария Гончаренко.
«Это родителям надо, чтобы я учился»
Откровенность или скрытность относительно школьных дел обычно формируются уже в первые дни учебы, а причины тому бывают заложены еще тогда, когда дошкольник только играет в школу.
Неправильная мотивация идти в школу портит доверие. Ведь даже в школе, где учат по-новому, ярко и радостно, где много подвижных игр и не заставляют сидеть за партой, все равно немало сложных вещей. Особенно если ребенок не ходил в детский сад. Приходится рано вставать, находиться в классе, а не играть и бегать.
Поэтому ребенку важно понять, зачем все это терпеть. И не улучшат ситуацию ответы родителей: «Потому что все учатся», «Потому что ты уже большой», «Не будешь учиться — у тебя будет плохая профессия (дворником станешь)». Это наталкивает ребенка на мысль, что именно у родителей есть какие-то причины отдать его в школу.
Но худший вариант: «Не огорчай маму и папу, учись хорошо». Маленький школьник думает, что его обучение делает приятно родителям. А дальше — два варианта. Кто-то обидится, что все эти сложности ради них приходится терпеть. А кто-то будет искренне стремиться радовать, поэтому не будет рассказывать о минусах школьной жизни.
Что делать: заранее учить ребенка, что школа — это место, где много нового и интересного.
Многое из того, чему взрослые научились, они получили именно в школе: например, знание иностранного языка, труд, умение читать и писать, делать покупки без ошибок. Поэтому учится ребенок только для себя. Приучайте ориентироваться на то, чему научился за день, что смог, а не только на то, что сказал (или о чем умолчал) учитель, заметил ли он старания. И не говорите, что это — как работа: не хочешь, но должен, что работать будет еще труднее и т.п. Напротив, подчеркивайте: обучение приближает к получению профессии, и тогда можно будет заняться интересным, любимым делом.
«Школа — это обман»
Важна золотая середина. Если готовить ребенка к обучению только как к наслаждению, говорить исключительно о положительных моментах, разочарование тоже может оттолкнуть от взрослых. В школе много правил, бывает, к сожалению, скучно, делают замечания, не все удается, здесь ожидают правильный ответ и не всегда хвалят просто за попытку. Сын или дочь могут решить, что школа — это сплошной обман, поэтому ничего практического папа с мамой не посоветуют, придется справляться самостоятельно.
Что делать: заранее говорите правду об уроках. Скажем, о том, что нельзя брать игрушки в класс, но останется время поиграть дома, что маленький школьник будет ошибаться, но это не страшно, у каждого есть право на ошибку.
НУШ предусматривает, что ребенок не должен скучать в классе. Но хорошо провести «профилактику» и научить находить интересное в простых заданиях. К примеру, не просто складывать игрушки, а «отводить их спать». Этот навык облегчит начало школьной жизни.
«Рассказывать не о чем»
Эти стандартные «В школе все нормально» вырастают из обесценивания обучения родителями. Конечно, никто не делает это намеренно. Но это случается, если сравнивать: «Елку не так нарисовал? Мне бы твои проблемы». Если подрывать авторитет учителя: «Да что там он разбирается! Сказал переписать буквы? А, по-моему, ты все прекрасно сделал. Он просто придирается». В конце концов, ребенок делает вывод: ничего важного в школе не происходит, надо просто «пересидеть» эти часы.
Что делать: интересоваться и еще раз интересоваться. Но бывает, ребенок действительно не понимает, о чем говорить, не умеет, мыслит очень конкретно, поэтому для него «Как дела?» — этот вопрос ни о чем. Если он совсем «не дает подсказок», поговорите с одноклассниками. Но не расспрашивайте о своем чаде, а просто пообщайтесь о школьной жизни с детьми, которых встречаете, когда отводите на уроки сына или дочь.
Первоклашки обычно охотно рассказывают о себе, а это даст вам немало деталей. И вы сможете спрашивать ребенка уже конкретно: «Вы ухаживаете за аквариумом в классе? Он тебе нравится? Вы делали еще открытки? Как поживает Максим или Олеся? Что сегодня рассказывала Марина Сергеевна?»
«Взрослым этого не понять»
Иногда ребенок считает школу детской территорией. Ведь отныне полдня он проводит с 30 сверстниками. Если в детском саду можно было на что угодно пожаловаться воспитательнице, то в школе за это могут прозвать ябедой, то есть здесь взрослые становятся какой-то «другой стороной». Возможно, сначала первоклассник рассказывает о самом важном: с кем сидит за партой, какие глупости говорит Саша, почему не хочет вместе играть Ира и т.п. Родители нередко отмахиваются от этих впечатлений, им интереснее слышать о замечаниях учителей и успехах. В результате ученик делает вывод: все эти нюансы, кроме учебы, — не для взрослых. А это довольно опасно: буллинг — это тоже отношения, о которых привыкают молчать.
Что делать: будьте чувствительны к откровениям ребенка, пусть они кажутся неважными или на них нет времени. Больше покажите, что тоже были школьником и помните эти годы. Покажите фотографии из своего школьного детства, расскажите об общении, о друзьях и конфликтах, о разных учителях, о своих школьных страхах и их преодолении, забавные истории. Помогите найти друзей — советами. А еще — не отказывайтесь общаться с другими мамами и папами, приглашайте их в гости или предлагайте совместные гуляния, походы в кино или зоопарк, устройте праздник-знакомство для всего класса.
«Я — как все»
Еще одна разновидность вливания в детский коллектив: школьник пытается быть, как все. И даже не осознает, что происходит именно с ним. Тогда ответы о школе будут такими: «У нас было пять уроков. На физкультуре мы прыгали. На математике решали задачу. На перемене ели сосиску с макаронами». Казалось бы, и что тут такого?
Конечно, родители знают, что ребенка следует учить критически мыслить, но многие думают — вот пусть и учат. А пока сын или дочь адаптируются. Но в позиции «Я — как все» ребенок может делать многие вещи, которые родителям не нравятся, и бояться сказать «нет». Например, дружить с теми, кто предлагает, хотя они не нравятся. Потом эти дети могут подбивать на какие-то шутки-пакости, отвлекать на уроках. Может терпеть, что кто-то забирает портфель, дразнит. И вообще ребенок будет копировать других, и не обязательно в том, в чем вам бы хотелось.
Что делать: первым поднять этот вопрос. Объясняйте ребенку, что быть приветливым и играть можно со всеми, но дружить — это выбор. Лучше выбрать тех, с кем нравится общаться. Учите говорить «нет», если что-то не нравится, делать так, как считаешь нужным, а не так, как все.
«Вы все равно против меня»
Грустный вариант: ребенок, особенно без детсадовского опыта, может чувствовать, что его предали или о нем забыли. Ведь раньше все проблемы решала мама или бабушка: если кто-то пытался отнять игрушки в песочнице или брат лез в драку за конфеты. Если обращались взрослые, пусть и давно знакомые соседи, друзья семьи или педиатр, рядом были родители и помогали общаться, понять, чего от малыша хотят.
А теперь приходится немало решать самому. Уборщица может поругать, что не там прошел в грязной обуви, на физкультуре учитель подгоняет, а первая учительница делает замечания и не помогает найти карандаш в портфеле, как сделала бы мама. В школе не хватает персонального внимания. Здесь могут хвалить других, задания дают всем вместе, не всегда обращаются лично.
Что делать: В первые полгода ребенка в школе как можно больше времени следует проводить с ним. Причем заниматься приятным: гуляйте, играйте, рисуйте, делайте то, что первокласснику нравится. Пусть чувствует, что у него есть ваше внимание и он не стал менее важен для вас. Это ощущение поможет в последующие годы сохранять доверие между вами.