До сих пор говорите детям, что помидор — овощ, клубника — ягода, а какао делают из какао-бобов? Так вот, уважаемые родители и педагоги, вы распространяете псевдонаучные фейки. И это немедленно следует прекратить. На этой неделе в рубрике Родительский Upgrade мы читали ботанический бестселлер «Фрукты против овощей». И теперь готовы опровергнуть 5 самых распространенных мифов о растениях, которые мы едим почти каждый день.
Что мы читали?
Книжная новинка от исследователя, блогера и популяризатора ботаники Алексея Коваленко «Фрукты против овощей», издательство «Віхола».
Почему советуем?
Потому что эта книга — одновременно детектив, триллер, комикс и научно-популярное издание, и все это — о фруктах, овощах, ягодах и множестве других растений, которые мы едим и постоянно неправильно называем. Время развенчать 5 самых распространенных мифов.
Миф № 1: Арбуз — самая большая ягода
Помните, как у будущих первоклассников на собеседовании спрашивали: «А какая ягода самая большая в мире?» Ребенок должен был ответить: «Арбуз». К счастью, если ваш ребенок этого не знает, это и к лучшему. Ведь с научной точки зрения, арбуз — не ягода. Плод арбуза правильно называть тыквина, и в отличие от ягод у таких плодов твердая внешняя стенка. Арбузы выращивали еще в древнем Египте — семена нашли даже в гробнице Тутанхамона. В 10 веке эти тыквины начали выращивать в Китае, и сегодня Китай — крупнейший в мире производитель арбузов. Здесь их так любят, что завели традицию есть поджаренные арбузные семечки на новогодние праздники. Арбузы бывают желтые внутри, бессемянные и даже кубические. Такая идея пришла в голову японцам, которые положили маленькие плоды арбузов в кубические стеклянные формы, поэтому тыквины выросли угловатые. Однако квадратные арбузы оказались слишком дорогими в производстве.
Миф № 2: Помидор — овощ
То, что с помидорами готовят пиццу, мясо и рыбу, еще не значит, что томат — это овощ. На самом деле он — ягода, и обладает всеми ее признаками: тоненькая кожица, сочная мякоть и куча семян внутри. Так как, уже хотите назвать кетчуп томатным вареньем? Звучит как шутка, однако в США даже состоялся антиботанический суд в 1883 году: именно тогда американский президент ввел дополнительный налог на продажу овощей. Это очень возмутило некоего Джона Никса, крупного продавца овощей и фруктов в Нью-Йорке. Он отказывался платить «помидорный налог», ведь с ботанической точки зрения томат — это фрукт. А в 16-м веке помидор вообще выращивали как декоративный цветок и считали его вредным. В этом есть доля правды: растение действительно содержит ядовитый алкалоид томатин, однако когда помидор созревает, концентрация этого вещества становится мизерной. Ежегодно в мире продают более 800 млрд этих душистых ягод.
Миф № 3: Кокос — орех
Кокос — изгнанник из орехового клуба, и правильно называть его сухая костянка. Внешне он покрыт тонкой прочной оболочкой, под ней — волосатая шкурка, а внутри — кокосовая вода: богатая жирами жидкость. В процессе созревания эта кокосовая вода постепенно превращается в твердую белую мякоть, которую мы любим добавлять в десерты и печенье. Но если кокос долго лежит на полке супермаркета, он может очень вас разочаровать — кокосовая вода внутри постепенно совсем исчезает. Свое название кокос получил от португальского слова «coco» — «лицо», потому что похож на голову обезьяны. А еще, сравните кокос с его тремя глазками на дне и смартфон с тремя камерами — правда похожи?
Миф № 4: Какао — боб
Да, да, вы не раз слышали выражение «какао-бобы» в рекламных роликах о шоколаде. Но стоит посмотреть науке в глаза: какао — не боб. Как это проверить? Очень просто: если перерезать стручок гороха пополам, в сечении будет одна горошина. Вот это и есть настоящий боб. А если так же разрезать плод какао, в разрезе будет полным-полно семян. Именно поэтому какао — это коробочка. Но как бы мы не называли какао, человечество полюбило его очень давно: какао было ритуальным напитком в доколумбовой Мексике, а недавние исследования указывают, что какао употребляли как пищу, лекарства и энергетики еще 5 тысяч лет назад. Сегодня больше всего какао выращивают в африканских странах, а по данным Всемирного фонда какао, индустрия производства какао позволяет выживать 50 млн людей по всему миру. Однако у шоколадных сладкоежек достаточно причин для глубокого беспокойства: по данным американских исследований, грибные заболевания могут вскоре заразить все известные плантации какао-деревьев. Для спасения какао-урожаев и собственного бизнеса компания Mars (та самая, что производит шоколадные батончики Mars и Snickers) уже объединилась с исследователями Института геномных инноваций для создания какао-деревьев, которые будут устойчивы к грибам и вирусам.
Миф № 5: Ваниль — стручок
Ваниль — действительно удивительное растение: чрезвычайно дорогое в продаже, чрезвычайно прихотливое в выращивании, а еще она освободила из рабства по крайней мере одного человека. Но обо всем по порядку. Итак, ваниль — это орхидея: после оплодотворения растение конструирует коробочку, в которой упаковано множество маленьких семян. Они такие мелкие, что могут распространиться с ветром на десятки километров. Теперь о прихотливости: ваниль не способна прорасти сама, ей обязательно нужна помощь гриба, и не какого-нибудь, а специфического. Ну просто балованная Галя, эта ваниль. 80% мировой ванили сегодня выращивается на острове Мадагаскар — страна получает около 200 млн долларов прибыли ежегодно. Почему же она такая дорогая? Оказывается, для опыления ванили нужны безжалостные пчелы — не в смысле жестокие, а в смысле — без жал. Именно такие пчелы распространены на родине ванили — в Мексике. Поэтому когда европейские колонисты пытались выращивать эту орхидею где-нибудь, получали просто декоративный красивый цветок-пустоцвет. Пока в 1841 году на французском острове Реюньон ваниль попытался вырастить 12-летний мальчик-раб Эдмонд. Он был юным фанатом ботаники и путем проб и ошибок совершил невероятное открытие: заостренной бамбуковой палочкой парень поднял перегородку цветка и увидел, что ваниль способна к самоопылению. За такое прорывное достижение Эдмонд получил свободу и стал первым темнокожим на острове со статусом свободного человека.