Эффективное обучение не имеет ничего общего с передачей теоретических знаний и начиткой лекций. Однако именно это часто происходит в классических университетах по всему миру. Как должны измениться учреждения высшего образования, чтобы отвечать вызовам времени? Барбара Оукли, авторк одного из самых популярных курсов на Coursera, и Сандра Логлин, руководитель отдела Learning Practice компании EPAM Systems, поделились своей визией университета будущего. Оба спикера приняли участие в онлайн-конференции Synergy. IT Business & IT Education.
Побороть инертность
Среди преподавателей есть такая шутка: трансформировать университет — это все равно что перевезти куда-то целое кладбище. Самая большая проблема университетов по всему миру — их инертность. Они инертны и в образовательном компоненте, и в своем отношении к преподавателям и студентам. Тогда как на самом деле университеты должны быть самыми прогрессивными институциями.
Игнорирование и неприятие новых идей в целом свойственно ученым и обычным людям: когда Коперник в 16-м веке понял, что Земля вращается вокруг Солнца, это не восприняли сразу. Когда Берри Маршал в 2005 году открыл бактерию, вызывающую язву желудка, над ним тоже поначалу смеялись.
Образовательные управленцы и лидеры тоже оказывают сопротивление новым идеям. Представьте себе профессора, у которого есть репутация, имя, авторитет, над которыми он работал годами. Он не хочет, чтобы пришли новые люди с новыми идеями, ведь это подрывает его статус.
Что должна сделать Украина для трансформаций в образовании?
Онлайн-обучение предоставляет много возможностей, но главный компонент эффективного образования — мотивированные студенты. А задача преподавателей — помочь молодым людям удерживать и развивать свою мотивацию к образованию.
Управленцы, директора и ректоры — те, кто принимает решения в образовании, должны быть визионерами. Контролируйте, кого вы выбираете или кого назначают на эти должности в вашей стране, городе или учебном заведении.
Учебники важны: очень часто они низкого качества. Следите, чтобы учебники в вашей стране помогали учителям преподавать лучше. Очень советую книгу «Uncommon sense teaching», которую я написала со своими коллегами. Мы рассказываем в ней, как объединять то, чему преподаватели учились в прошлом, с тем, как нужно эффективно обучать сегодня.
Учите студентов учиться: они должны владеть методами и инструментами, как делать это эффективно, как бороться с прокрастинацией и нежеланием работать.
Обойти «слона»
Большинство университетов похожи на слонов: они большие, медленные и не хотят меняться. Если мы посмотрим на то, как преподавали в университетах 100 или 200 лет назад, увидим, что с тех пор мало что изменилось. И подход к высшему образованию очень целостный по всему миру — это не только проблема американских университетов, это актуально и для Европы, и для Украины.
Все университеты делают примерно одно и то же: есть программа, которой должны овладеть все студенты, независимо от того, с каким уровнем знаний или навыков они пришли, не важно, в каком темпе они учатся. Более того, учебные программы университетов очень оторваны от индустрии и ринка труда: в традиционных университетах профессора не работают в сфере, в которой преподают. Поэтому компании тратят миллиарды долларов ежегодно на переобучение своих работников.
Другая обязательная составляющая университета — кампус: здание, в котором студенты живут и учатся. То есть молодой человек должен уделить только обучению несколько лет. Это сужает доступ в университеты: взрослый человек, у которого есть работа и семья, не может позволить себе обучение в университете.
И наконец — лекции: большинство университетов обучают через «рассказывание». Тогда как работодатели нуждаются в людях с навыками.
Самые большие проблемы современного рынка труда: недостаток талантливых ИT-студентов, отсутствие мягких и цифровых навыков у специалистов различных отраслей и слабые инструменты оценивания студентов. Университеты оценивают знания через тесты и письменные работы, по которым невозможно понять, кто из выпускников будет успешным в своей профессии. Высокий балл на экзамене в университете не означает, что этот человек станет топ-перформером на работе.
Каким должен быть университет через 10 лет?
К 2030 году эксперты ожидают, что у 99% населения планеты будет доступ к интернету. В дополнение к этому будет расти количество так называемых нетрадиционных студентов: взрослых людей, у которых уже есть работа, но они постоянно будут нуждаться в пере- и дообучении. Поэтому люди будут искать пути, «как обойти этого слона» — как получить нужные навыки и компетенции и сократить мостик между обучением и работой.
У модели обучения, в которой действительно нуждается сегодня рынок труда (и особенно сфера технологий), есть шесть компонентов. Такой новейший университет должен:
- увеличить доступ всех желающих;
- выпускать как можно больше людей;
- уменьшить стоимость обучения;
- внедрить аgile curriculum — гибкую программу, способную подстраиваться под студента;
- не начитывать лекции, а обучать студентов через реальные сложные проекты, требующие технических и мягких навыков;
- оценивать не через тесты или письменные работы, а на основе performance — достижений в реальных проектах.
Университет будущего тесно сочетает экспертизу индустрии и экспертизу собственно высшего образования. От индустрии стоит позаимствовать реальные кейсы и проекты, понимание, что действительно нужно уметь и знать, коучинг, менторство и постоянный фидбэк студентам. Из концепции высшего образования стоит взять способность превращать массивы информации в понятные доступные учебные программы и эффективные подходы к педагогике, ведь работодатели не обязательно умелые учителя. Этот новый тип университета также должен иметь гибкий график и значительно более доступные цены на обучение.
Новейший университет не опирается на определенные здания и не делает исследования своим приоритетом. Вместо этого он привлекает студентов со всех уголков мира, а преподают в нем специалисты-практики, которые направляют студента по его образовательной траектории и являются для него социальными партнерами, которые дают фидбэк и помогают достичь успеха.