Около 1,5 миллиарда детей во всем мире до сих пор находятся вне школы на карантине. Мировой образовательный эксперт и разработчик международного исследования PISA Андреас Шляйхер считает: доступ к цифровым технологиям во время локдауна усилил социальное неравенство, но также кризис показал невероятную креативность учителей и их способность решать проблемы. На Всемирной онлайн-конференции Т4 он представил данные новейшего опроса среди 1500 учителей и педагогов из 57 стран OECD и сделал прогнозы, как изменится школьное образование в будущем.
Каким было обучение во время локдауна?
40–50 дней обучения — именно столько мировое ученичество в среднем пропустило за период карантина.
У 45% учеников был доступ к дистанционному обучению: у них были гаджеты, родители, которые их поддерживали, достаточно знаний и мотивации. Для них этот опыт был действительно захватывающим — они почувствовали свободу в обучении. Но во время карантина в образование прокралось и неравенство: у значительного процента детей не было доступа к технологиям, не было родителей, которые бы поддерживали и подталкивали. Для детей, которые не слишком любили школы раньше, дистанционное обучение стало потерянным временем.
Учителя довольно оптимистично отзываются об опыте дистанционного обучения на карантине. Большинство ресурсов, с помощью которых они учили, были предложены самими педагогами. В 9 из 10 случаев именно учителя были двигателем того, чтобы обучение на карантине продолжалось с помощью цифровых технологий. Конечно, страны привлекали к этому процессу теле- и радиоуроки, но именно учителя были проводниками того, чтобы дистанционное образование работало.
Ученики отмечают, что получали доступ к обучению через учителей и цифровые технологии, и лишь у незначительного процента детей был доступ через другие источники. Поэтому роль учителей в этой ситуации действительно выдающаяся — они приняли вызов и нашли сотни креативных путей для продолжения обучения. За это время они превратились в настоящих дизайнеров инновационного образования.
Кто поддерживал самих учителей?
Большинство педагогов ответили, что у них был доступ к цифровым технологиям и тренингам по использованию онлайн-инструментов для дистанционного обучения. Однако, к сожалению, только половина учителей чувствовали вовлеченность и контакт с учениками. Иными словами, каждый второй педагог чувствовал себя одиноким, брошенным в этом водовороте вызовов.
25% учителей ответили, что не получили никакой помощи или поддержки от администрации школы — они были оставлены полностью один на один с карантином и дистанционным обучением.
80% опрошенных сказали, что все участники процесса сделали все возможное для того, чтобы обучение продолжалось. Эти данные опроса меня больше всего вдохновляют, ведь и учителя, и родители, и директора школ, и эксперты — все помогали создать этот новый формат обучения во время кризиса. Это была настоящая командная работа многих людей.
3/4 опрошенных, включая учителей, считают, что дистанционное обучение было хорошо спланировано и выполнено. И менее 5% респондентов ответили, что онлайн-обучение было хаотичным.
У образовательной системы есть повод гордиться теми усилиями и результатами, которых мы достигли за эти два месяца.
Каким будет образование в будущем?
У большинства стран есть четкий план, когда и как откроются школы. Почти все страны проводят обучение для учителей и директоров школ в сфере цифровых технологий: 60% опрошенных говорят, что у них есть поддержка экспертов из ИТ-компаний.
Если мы посмотрим на школу будущего, она может нас немного пугать: это школа с социальной и физической дистанцией. Это очень противоречит педагогике 21 века, где приоритет в социально-эмоциональном обучении, командной работе, обучении через игру. Все это будет чрезвычайно сложно обеспечить в новой школе следующие несколько месяцев. Поэтому да, мы можем радоваться, что школы снова начинают работать, но мы еще должны понять, какая педагогика будет у нас в школах, когда ученики не могут близко подходить к учителям, не могут «тусить» как обычно на переменах. Здесь ставим перед собой большой знак вопроса.
Стало четко понятно, что e-learning (цифровое и онлайн-обучение) будет играть все большую роль в образовании будущего, а смешанное обучение — сочетание онлайн- и офлайн-формата — станет нормой для школы.
Трагедия в том, что сейчас технологии увеличивают социальный разрыв, но я убежден, что технологии способны и должны делать как раз наоборот — обеспечить равный доступ к образованию, сделать обучение персонализированным, дать более глубокое понимание, как учится каждый ученик. Поэтому в будущем помощником учителя будет big data, а технологии будут подсказывать педагогам, как обучать эффективнее всего.
Что мы могли сделать лучше?
Мы должны были бы четче определить и коммуницировать, что именно ученики должны изучать во время карантина. Чаще всего этот вопрос оставался на плечах учителей — они сами решали, чему учить: сосредоточиться ли на основах и готовить детей к сдаче стандартизированных тестов или взять более широкий угол зрения и заниматься социально-эмоциональным развитием детей и их стойкостью. По моему мнению, правительства должны были бы лучше расставить акценты в этом, помочь учителям определиться с приоритетами обучения во время локдауна.
Этот кризис сделал настоящий прорыв в технологиях дистанционного обучения — мы увидели множество инновационных и удобных решений, учебных платформ и сообществ, готовых помочь. Учителя очень активно включились не только в само онлайн-обучение, но и в дизайн новых методик. Конечно, были и такие учителя, которые просто использовали Zoom и фактически делали то же, что они привыкли делать в классе. Но значительная часть педагогов подошла к дистанционному обучению очень креативно. Для таких стран, как Сингапур, Китай, Южная Корея, Эстония, переход на онлайн-обучение состоялся очень эффективно, ведь у них и раньше были сильные педагогические сообщества и они вкладывали в профессиональное развитие учителей. А там, где решения об образовании спускаются сверху, а учителя только передают инструкции и знания, переход был более сложным.
Поэтому нужно активизировать сотрудничество между школами, поощрять обмен практиками между педагогами. Но самое важное: мы должны привлечь как можно больше педагогов к выработке технологических решений на будущее для смешанного обучения. Лично я сделал важный вывод для себя: технологии способны усилить хорошего учителя, но не способны заменить плохого. Если педагог не выстроил глубокий контакт с учениками, он останется один на один с онлайн-обучением, а его ученики — один на один с материалом. Кризис действительно показал нам социальное полотно образования, и учителя здесь — не передатчики знаний, а те, кто помогает ученикам найти себя, понять, кто они, что является их страстью.
Следующее исследование PISA покажет, как мы справились с образованием во время кризиса. Мы включим в него много вопросов по социально-эмоциональному развитию учеников. Ведь этот кризис показал нам, что важны не только академические знания, но и то, может ли человек справиться в таких чрезвычайных ситуациях, умеют ли ученики ставить себе учебные цели, способны ли отслеживать свой прогресс в обучении, развивают ли стойкость, как реагируют на нестабильность, неопределенность.
Три совета учителям от Андреаса Шляйхера
- Обращайтесь за помощью к своим коллегам. Ни один, даже самый крутой, учитель не может найти ответы самостоятельно. Сейчас время для профессиональной единства, коллаборации, и вы удивитесь, как много учителей чувствуют себя так же, как вы. Стройте свою профессиональную среду.
- В сети есть множество полезных ресурсов и материалов в свободном доступе — найдите то, что работает для вас, занимайтесь самосовершенствованием и профессиональным ростом.
- Работайте над отношениями с учениками. Да, сейчас это непросто, ученики из необеспеченных семей менее мотивированы к обучению, они могут потеряться в этом процессе. Как только вы увидите их в классе, вы поймете их пробелы в материале. Но преодолеть их можно только благодаря контакту с детьми.
Что могут сделать родители?
Карантин показал родителям, что на самом деле делают учителя в школах. Многие семьи только сейчас стали больше ценить педагогов. И это тот момент, когда можно усилить связь между родителями и педагогами, чтобы образование перестало быть сервисом, а стало действительно делом всего общества. Родители могут именно сейчас показать детям, что для них значит школа, что образование важно для жизни. Этот сигнал преобразуется в более позитивное отношение самих детей к обучению.