Семейные портреты, где вместо детских лиц — смайлики. Кто и зачем так делает? Чудаки? Люди, которые ценят приватность? Есть ли у них какие-то веские причины? «Освитория» расспросила об этом детского психолога Юлию Борисову.
Наедине со всеми
Сейчас растет первое поколение, которое взрослеет публично. По статистике, 9 из 10 мам публикуют в соцсетях фото малышей, 7 из них делают это регулярно, 2 — выкладывают снимки плода еще до рождения. Пока европейскому ребенку исполнится 7 лет, в среднем родители запостят около тысячи его снимков.
С одной стороны, до периода соцсетей столько внимания уделяли только детям звезд. Возможно, публичность этих детей в будущем будет добавлять ощущения значимости, причастности ко всему миру, открытости. Как в древней песне «Наедине со всеми».
С другой стороны, негативные последствия уже дают о себе знать. Публикации никуда не исчезают. HR-специалисты обращают внимание на данные о кандидатах на вакансии еще в подростковом возрасте, на то, что писали их мамы и папы. Например, о подростковой депрессии и попытках суицида, о слабом здоровье и детских кражах. А речь идет лишь о 12-летней истории в соцсетях. Что же будет с современными детьми через 30 лет, когда все их взросление можно будет отследить по постам родителей и фото?
Поэтому в противовес тренду демонстрировать свое родительство появились люди, которые категорически не хотят показывать лица детей и рассказывать о них.
Какие причины побуждают не публиковать фотографии детей
1. Чтобы не сглазили
Нередко родители пытаются защитить детей от дурного глаза. У этих предрассудков могут быть разные варианты. Скажем, они развиваются на фоне религиозности: некоторые православные люди считают, что нельзя до крещения показывать ребенка, а некоторые мусульмане — до 7 лет. Кто-то верит, что вокруг много черных магов, которые делают зло, кто-то — в то, что все женщины с черными глазами могут сглазить и сами об этом не знать, если посмотрят, когда не в духе. А есть и псевдонаучные варианты: мол, у ребенка нет защитного энергетического поля, поэтому он легко пропускает негативную энергию.
2. Из-за конкретной угрозы
Люди с деньгами боятся похищения детей. Даже представители малого бизнеса, случается, не хотят «светить» ребенка, чтобы конкуренты его как-то не обидели, не испугали из-за конфликта взрослых. Усыновленных детей не демонстрируют, чтобы случайно не нашли биологические родственники. Не показывают детей, если идет сложный процесс развода и кто-то из родителей боится, что другая сторона захочет забрать ребенка или потребует встреч, которых пытаются избежать, или даже просто назло: «муж ушел, поэтому сына больше не увидит даже на фото».
3. Чтобы фото не попало в чужие руки
Фото детей могут использовать в коммерческих целях. Ведь во многих соцсетях даже официально в соглашении указано, что фото становятся общей собственностью, их можно использовать где угодно. Например, любые изделия могут украшать лицо вашего ребенка. Эту идею решили сделать наглядной активисты кампании Everyone a Spy. Они продают через интернет чашки с рандомными фото детей, найденными на фотохостинге Flickr. Это не было запрещено из-за политики конфиденциальности сервиса. Еще страшнее — незаконное использование изображений. Ведь неоднократно случалось, что аферисты собирали деньги на якобы лечение смертельной болезни ребенка, а фото брали из незнакомых аккаунтов и немного «фотошопили». Какой же это шок — увидеть в таком виде своего ребенка!
Одно из возможных решений — «сжимать» фотографии, чтобы изображение было разборчивым, а вот использовать его было уже сложно.
Также пользователей соцсетей беспокоит, что изображения могут быть использованы для порнографии или просто заинтересовать педофилов. Причем речь идет о милых семейных фото: обнаженные младенцы, купание малыша, дети на море или в бассейне в купальном костюме, в открытом спортивном костюме. Те, кто осознал риски, держат такие снимки только на домашнем ноуте, а иногда «дуют на воду»: не выкладывают никаких детских фото.
4. Ждут согласия ребенка
Есть семьи, у которых принцип: публиковать фото, только если ребенок сам даст согласие на размещение снимка. А если он еще мал для этого? Значит надо подождать, пока подрастет, убеждены такие родители. Делать что-то с тем, кто не может отказать, это же насилие?
Важная причина для такой деликатности — кибербуллинг, особенно распространенный среди подростков. Американская академия педиатрии даже предупреждает, что ребенок может стать объектом издевательств сверстников из-за детских смешных фото или постов родителей. Категорически не стоит родителям писать для широкой публики о приучении к горшку, энурезе, первых критических днях и т.п. Фото в забавной пижаме или в не очень удачном карнавальном костюме может стать поводом для насмешек. А самая сложная тема для современных девушек — вес. Волшебное для мамы фото малышки-толстушки в подростковом возрасте тоже может быть «компроматом». Более того, многим тинейджеркам очень важно, в каком они ракурсе сняты, не полнит ли их наряд. Поэтому то, что для родителей — уникальный момент вручения приза за победу на каком-то соревновании, для девушки — кадр, на котором не видно талии и не так опущенное лицо кажется толстым.
Опросы доказывают: большинство детей после 10 лет против того, чтобы родители выкладывали несогласованные фото. Поэтому во Франции даже хотят ввести ответственность за публикацию фотографий детей без разрешения как нарушение неприкосновенности их личной жизни, пишет Le Figaro. Наказание — штраф около 45 тысяч евро или год тюрьмы.
5. Родители решают собственные психологические проблемы
Речь не о каких-то тяжелых нервных срывах, а просто о сильных иррациональных желаниях. Одно из них — желание похвастаться родительством. Не детьми, а собой в роли папы или мамы, жажда социального одобрения. Кто-то чувствует себя молодым из-за того, что в почтенном возрасте у него маленький ребенок, кто-то доказывает, что возмужал. Кто-то считает социальную роль главной в жизни. В английском языке уже есть термин sharenting (от share — делиться и parenting — родительство), т.е. родительство как повод для публикаций и обсуждения детей с другими.
Случается, родители не раз говорили девушке, что ее никто замуж не возьмет и из нее выйдет непутевая мать. Если это психологически травмировало, фотографии, где она с красиво одетыми детьми в уютном доме, на природе или в развлекательном центре доказывают родителям и всему миру, что у нее все получилось. А кто-то просто нарциссически влюблен в себя в роли папы или мамы, считает себя идеальным. Поэтому, например, фото мужчины с тремя сыновьями кажется таким, которым нельзя не поделиться с миром. И тогда фото ставят, но если есть один из вышеупомянутых страхов, лица детей закрывают смайликами, солнышками, полосками, делают нечеткими.
Конечно, не всегда смайлик вместо лица ребенка — показатель, что родителям важнее они, чем малыш. Иногда, наоборот, рассуждают так: ребенок вырастет, будет обижаться, почему фото сверстников так часто постили мамы, а его — нет. Поэтому хоть так надо доказать свою любовь.
Либо же считают, что надежная защита от сглаза — закрыть лицо. Но метод сомнителен: то, что скрывают, наоборот привлекает внимание.
Худший случай, когда родители закрывают лица детей, потому что комплексуют, что те не красивые, не идеальные. Мол, перерастет эту чрезмерную худобу, снимем брекеты, отрастим волосы — вот тогда и покажем. Это тоже свидетельствует не столько о недостатках внешности ребенка, сколько о психологических проблемах родителей. Как говорят, красота в глазах смотрящего.
6. Жажда приватности
Часть людей, наоборот, хочет вывести важнейшие для них вещи из зоны оценивания. Им неприятно даже подсознательно замечать, что фото сына собирает 20 лайков, а дочери — 50. Они не хотят демонстрировать частную жизнь другим, защищают свои личные границы. Или даже протестуют против постепенного уничтожения соцсетями понятия интимности. Поэтому их присутствие в соцсетях обычно связано только с профессиональной деятельностью. А фото детей — только для родных и близких друзей.