Эстонии удалось создать одну из самых эффективных образовательных систем в мире. Это еще раз подтвердил рейтинг PISA 2018, глобального исследования ученических компетенций, где Эстония вошла в тройку лидеров наряду с Канадой и Финляндией. Так как им это удалось? На Education World Forum в Лондоне министр образования Эстонии Майлис Репс рассказала о трех составляющих секрета успеха эстонского образования. Если коротко, то #вчителіважливі.
Майлис Репс, министр образования и исследований Эстонии, впервые возглавила министерство в 2002 году, когда ей самой было 26 лет. Ее сокрушительно критиковали за молодой возраст и неопытность, а она боролась за увеличение финансирования отрасли. Во второй раз Майлис была министром образования в 2005-2007 годах: занималась подготовкой новой общей учебной программы, распространением и совершенствованием изучения эстонского языка в русскоязычных общинах и введением бесплатных школьных обедов. С 2016 года длится ее третья каденция на должности министра образования и исследований. Репс воспитывает шестерых детей и никогда не брала декретный отпуск.
Реформы — это развитие. Прекратить значит проиграть
Эстонию уже упоминали на этом форуме — я очень благодарю вас за теплые отзывы о нас. Но должна сказать: все в Эстонии, буквально все, ненавидят слово «реформа». Каждый сыт по горло реформами. Мы начали их в самом начале 1990-х, и каждый педагог — начиная от воспитательницы в детском саду до преподавателя университета — слышал одно: мы должны реформировать образование. А иначе что? Как объяснить всем им, что эта реформа никогда не закончится, потому что в образовании, если вы прекращаете реформы, вы проигрываете. И даже если делаете короткую паузу, вы падаете. Поэтому сейчас мы ищем в наших словарях синонимы к слову «реформа»: развитие, взгляд в будущее, все возможные красивые слова, которые способны заменить его. Когда люди устали от реформ, нужно дать им новое ощущение восторга в этом процессе. Я поделюсь несколькими вещами, которые мы очень ценим и лелеем в Эстонии.
Мощная база и достойная зарплата
Первое — сильная база для обучения. И здесь я имею в виду все уровни, начиная с дошкольного образования. В Эстонии в детских садах работают очень высококвалифицированные преподаватели, поэтому когда дети переступают порог школы, у них уже есть предыдущий опыт фундаментальных навыков образования. Первое, что мы сделали: всех воспитателей детских садов и дошкольных учреждений приравняли к учителям начальной школы и дали такую же заработную плату. Я знаю, что в разных странах есть свои подходы к этому, но я считаю, что такой шаг создает мощную базу для дальнейшего образования детей. Конечно, мы понимаем: воспитательница садика и учительница школы — это разные миры, но в итоге обе одинаково важны для обучения.
Обеспечиваем ресурсами и даем свободу
Следующий шаг — начальная школа. Знаете, в Эстонии однажды мы осознали, что не можем заставить людей верить в государственную политику, хотя мы все так любим ее писать. Но мы можем показать людям, к чему мы все вместе стремимся. Возьмем, к примеру, диджитализацию — некоторые школы в Эстонии очень продвинутые в этом, мы говорим: молодцы! Каждый учебник всегда существует в двух вариантах — бумажном и цифровом, и оба они бесплатны для детей. Итак, мы поощряем и приветствуем все процессы диджитализации в школах, но не принуждаем к этому. Если школа считает эффективным проводить уроки не в классах, а на улице, прекрасно — мы отмечаем такие школы, показываем их достижения. А другая школа обустраивает у себя музей или что-то такое — мы поддерживаем это и говорим «Вы фантастические!» Таким образом, мы показываем лучшие практики, и тогда происходит что-то интересное: общины начинают соревноваться между собой. А нам, органам, формирующим государственную политику, нужно лишь обеспечить ресурсы для воплощения идей. Фактически, мы даем школам деньги, чтобы они делали то, что, например, сделала соседняя школа. Но важно, что идеи идут от самих школ, а не сверху. За многие годы мы усвоили одно: учителя убедить невозможно, потому что учитель всегда прав, ведь он профессионал. И вместе с директором школы учителя могут дать жизнь государственной политике, воплотить ее, и, в конце концов, это они творят изменения.
Здоровый баланс
Третье — баланс. Тот самый, о котором дискутируют на всех образовательных форумах мира: как сбалансировать хорошо структурированный консервативный учительский урок, который базируется на усвоении фактов, со всеми теми замечательными инновациями, которые приходят в образование каждый день? Все диджитал-девайсы, все компании, предлагающие крутые инновационные вещи для образования — вы все правы. И если мы открыты к этим технологиям и даем им дорогу в школьные классы, учителя найдут для них наилучшее применение. Но если отдаем предпочтение кому-то одному, я не знаю, как это будет работать.
В Эстонии мы поддерживаем соревновательность: учителя и школы сами выбирают, по каким учебникам им учить детей. Государство дает деньги на приобретение материалов, но не определяет, какие именно нужно покупать. И у нас есть сотни классных стартапов — как сделать математику или физику более понятной для детей, например. У детей есть доступ к различным источникам и в конце концов они понимают, что и как происходит в науке. Но кроме этого, мы видим как учителя, общины и дети самостоятельно учатся работать с данными: они собирают информацию и анализируют, что лучше всего помогло именно этому ученику в развитии его читательских, математических навыков или знаний по иностранному языку, и дают государству обратную связь. Когда есть эти данные, мы как государство видим целостную картину и можем давать свой фидбэк школам о лучших практиках. Только так это может работать эффективно.