Автор: Сергей Чумаченко, бизнес-тренер, основатель творческо-спортивного детского лагеря «ЭкстреМал»

Швеция с населением лишь 9 млн дала миру 12 известных брендов. А еще — 30 нобелевских лауреатов. Скандинавия же вообще — 57 нобелевских лауреатов. Откуда берутся производительность и инновационность в образовании?

Шведы абсолютно не парятся о том, что они где-то там в четвертом десятке по результатам исследований уровня образования. По мнению шведов, образование — это не столько о знаниях, сколько о том, в каком обществе будет жить человек и что ему должна дать школа для счастья в этом обществе. Они отказались от слова «успешный» в системе экономических отношений. Следовательно, школа реализует общественный запрос: воспитать ребенка в той ценностной парадигме, в которой существует общество.

Я рассказывал о своем видении шведского образования в одной из украинских школ. Одна учительница заметила: «Со свободой все понятно, что с обязанностями?»

Ни разу в риторике скандинавов я не встретил формулировки «ребенок должен». Такого просто нет в их терминологическом поле.

Они всячески подчеркивают, что когда говорят «свобода», то имеют в виду и «ответственность». Ответственность является результатом свободы, которую ребенку дают с младенчества. И только так, считают скандинавы, можно воспитать гражданина, способного отвечать за свое будущее.

Моя коллега из Швеции сказала, что школа является отражением ценностей общества. Рассматривать школу в любой стране, в любой системе отдельно от модели государства и общества нет смысла. А у нас, в Украине, теперь нет согласованной модели общественных отношений, которую мы видим как желаемую.

Наша школа хорошо готовит солдат для коммерческого мира — исполнителей чьей-то воли. И пока мы не решим, какую модель общества хотим построить, говорить о компетентностных и ценностных рамках в образовании не приходится, потому что нет целостности.

Кроме того, есть еще одна проблема: мир настолько быстро меняется, что 80% существующих сегодня профессий исчезнут в ближайшее десятилетие. Мы не знаем, в какой профессиональный мир выйдет ребенок! Школа потеряла эксклюзивную роль передачи знаний. Современный ученик намного лучше взрослых владеет технологиями, открывающими доступ практически ко всей информации.

Согласно исследованиям, базовыми навыками ХХI века будут: умение концентрировать внимание, способность работать с информацией, эмпатия и эмоциональный интеллект, сотрудничество, гибкость мышления и творческие способности. Есть что-то о знаниях в буквальном смысле? Нет, это все социальные навыки. Поэтому нам нужно подумать, о чем должна быть наша школа.

Я сомневаюсь, что разговор о компетентностных рамках отвечает требованиям времени. Мне кажется, мы немножко опоздали. В Швеции компетентностный список, на который ориентировалась школа, приняли в 1994 году. В 2010 году, во время последней реформы образования, они перешли на ценностно-ориентированную рамку. Это не значит, что Швеция отказалась от компетентностного подхода. Просто это больше не главное. Главное — ценности, на которых базируется жизнь общества.

Ценностная парадигма скандинавских стран базируется на доверии, взаимопонимании и партнерстве. Их дидактика на 60% построена на групповом обсуждении. Например, учитель делит класс на группы, дает 15 минут и просит составить список из десяти вопросов о том, как работает пенсионная система Швеции. Потом просит найти телефоны служб — мэрии и министерства, отвечающих за пенсионное обеспечение. И тут же просит связаться и получить ответы на свои вопросы. Дети звонят начальникам отделов и работникам министерства. И они не слышат: «Я занят, у меня важны государственные дела, поэтому давайте в письменном виде через секретаря». Они получают ответы, потому что ребенок в приоритете и нет таких государственных дел, которые служащий не отложит, чтобы потратить десять минут на ответы.

Поділитися цією статтею
Автор: