Ученики Анны Дудыч учат английский с планшетами и в очках виртуальной реальности. В прошлом году она стала первой украинской учительницей, которая вошла в ТОП-50 лучших педагогов мира в международном конкурсе Global Teacher Prize (читайте о вдохновляющих историях участников конкурса).
Это не первые достижения учительницы из Кропивницкого: три года назад она стала учителем-экспертом Microsoft, победила на международном конкурсе для учителей английского языка и бесплатно стажировалась в Оксфорде. А в 2012 году победила на конкурсе Британского консульского совета и полетела на семинар на Мальту — учиться проектной деятельности. В профессии Дудыч уже 18 лет.
Почему для того, чтобы в классе появилась самая современная техника, не нужны богатые меценаты, каким должен быть тайм-менеджмент учителя и что такое педагогический успех — в интервью Анны Дудыч.
Я — учитель, потому что очень люблю общение.
Шесть уроков в день, коллеги, вебинары — в этой профессии без общения никуда.
После 11-го класса я поехала на год в США учиться по программе обмена.
Там увидела, какой может быть школа: детеориентированная, интересная, яркая, направленная на то, чтобы в каждом найти таланты и развить их. Учитель должен достучаться и к ребятам с трудностями в учебе, и к тем, которые немножко другие, потому что инклюзия там работает.
Украинским учителям мешает перегруженность лишними делами.
Многие говорят, что хотели бы уделить больше внимания проблемным ученикам, но нужно какие-то бумаги заполнять.
У меня хороший тайм-менеджмент и я успеваю делать много дел.
В том числе «бумажных». Тайм-менеджмент — очень важный навык в ХХІ веке. Многих надо учить, как расставлять приоритеты. Я тоже не сразу умела. Помогли вебинары и конференции. У меня еще одно преимущество: я не классный руководитель, а только преподаю.
Классное руководство отсекает возможность профессионального развития даже через вебинары, потому что необходимо готовить кучу отчетов и мероприятий.
Многие из них — просто для галочки, а не для дела. Все понимают, что нужно с этим что-то делать. Конечно, отчетность нужна — чтобы анализировать, мониторить и видеть прогресс учебных достижений. Но не так часто.
Изменения идут.
От министерства получаем очень интересные инициативы. МОН побуждает к тому, чтобы учителя пересматривали учебные программы, вносили свои предложения, которые, как видим, учитываются. Начинания есть, но нужно много времени, чтобы они заработали. Мешает пассивность учителей, и причина, опять же, в их чрезмерной загруженности. А также в том, что мало кто имеет возможность вживую пообщаться с педагогами из других стран или побывать за рубежом и увидеть, как работает тамошняя школа.
Чтобы учитель не выбирал между продуктовой корзиной и профессиональным развитием, нужно дать ему достойную зарплату.
Конкурсы тоже способствуют тому, чтобы поднять престиж профессии, но для этого, как правило, нужно знать английский. Хочется, чтобы учителя имели доступ к курсам иностранных языков.
Для меня успех — когда дети с удовольствием идут на урок.
И не только отличники, но и те, у кого средние достижения. Когда ученики понимают, что оценка — очень субъективная вещь. Я убеждена, что нельзя сравнивать двоечника с отличником, потому что прогресс в учебе есть у каждого. Ситуация успеха на уроке должна быть для каждого ребенка, независимо от достижений и от того, любит ли он предмет.
Как можно запретить гаджеты?
Это как если бы когда-то сказать Гутенбергу перестать печатать книги. Это прогресс и это жизнь. Будем запрещать или нет: современные дети — цифровые граждане. Учитель может перестроиться и давать информацию через цифровые, а не печатные источники, побуждать учеников самостоятельно искать информацию, критически мыслить, развивать навыки медиаграмотности.
И планшеты, и очки виртуальной реальности делают уроки чрезвычайно интересными.
Приблизительно раз в неделю использую их на уроке. Учительский лэптоп, планшеты и очки в нашей гимназии — это все призы с конкурсов. То есть если найти время на заполнение анкеты и участие — можно обустроить свой кабинет и не ждать, пока в управлении образования кто-то решит закупить оборудование.
Раз в месяц мы общаемся с классами со всего мира через Skype.
Поэтому наши дети не боятся говорить на английском. Они свободны. Конечно, ошибаются, но не боятся ошибок, потому что видят, что их понимают по ту сторону экрана.
Элементы проектной деятельности использую давно,
но более широко с 2013 года, когда познакомилась с Microsoft. У них на сайте есть дорожная карта по проектной деятельности для учителей. Учитель отвечает на вопросы и понимает, развивает ли его проект навыки ХХІ века, или это проект ради проекта. Обязательно должны быть межпредметные связи, которые объясняют, что знания не существуют отдельно в мире. Все связано.
Главная черта учителя — обучение в течение всей жизни, а не раз в пять лет в период аттестации.
Когда каждый поймет, что это не вынужденная мера, а внутренняя потребность, тогда детям будет интересно учиться, а учителю — учить.