Оптимизм не менее важен, чем тригонометрия

Перевод: Ангелина Грицей

Нам нужно научить молодых людей поддерживать их оптимизм через годы. Это может помочь им более позитивно влиять на мир. Так считает Ашиш Адвани, президент и исполнительный директор JA Worldwide. JA Worldwide — глобальная некоммерческая молодежная организация, обучающая детей и молодежь навыкам первой профессии, финансовой грамотности и предпринимательству. Предлагаем вам перевод статьи Ашиша Адвани для Всемирного экономического форума.

Лучшее обучение не просто развивает навыки. Оно также формирует образ мышления, способствующий оптимизму, инновационности и мотивированности. В такой учебной среде:

  • ученики узнают, что поражение — это естественная часть учебного процесса, а не что-то, чего нужно стесняться и избегать;
  • молодежь учится, что регулярная практика и тяжелый труд, а не только врожденный талант, дают положительные результаты;
  • благодаря ролевым моделям, происходящим из похожей на их среду, молодые люди будут представлять будущее, в котором они смогут оказать положительное влияние на свои семьи, сообщества и мир в целом.

С одной стороны, образовательные учреждения и молодежные NGOs показывают успешные результаты в развитии этого способа мышления. С другой — исследования свидетельствуют: оптимизм человека достигает своего пика в поздней молодости, а затем начинает снижаться в течение всей остальной жизни. Одно из таких исследований под названием «The Changing Childhood Project» («Изменяющееся детство») недавно опубликовал ЮНИСЕФ. Согласно ему, во всех странах, кроме трех (Индия, Марокко и Нигерия), молодые люди демонстрируют более высокий оптимизм, чем люди старшего возраста. В целом с каждым дополнительным годом жизни вероятность того, что человек скажет, что мир становится лучше, снижается на 1%. В большинстве стран молодые люди становятся менее оптимистичными со временем.

Откуда берется снижение оптимизма? Приходит естественно, вместе с жизненным опытом? Или, возможно, разочарование жизненными вызовами сводит на нет оптимизм у молодежи? Учитывая количество взрослых, которые сохраняют оптимистический образ мышления, несмотря на поражения и разочарования в жизни, можно утверждать: оптимизм — это практика, которую некоторые люди осознанно выбирают.

Как исполнительный директор одной из крупнейших молодежных неправительственных организаций, я стремлюсь проверить, можем ли мы разработать учебные программы, которые будут не только формировать оптимистичный образ мышления, но и будут обучать учеников практике оптимизма, которую они смогут оттачивать и развивать на протяжении всей жизни. Ниже — пять тем, которые может предложить такая программа.

1. Выученный оптимизм без токсичной позитивности

В 1960-х годах Мартин Селигман ввел термины «выученная беспомощность» и «выученный оптимизм». Если употребить их в контексте школ, то молодые люди, которые верят, что их неурядицы или поражения:

  • временны и мимолетны («Я совершил ошибку, но эта проблема не будет длиться вечно»),
  • конкретны («Я ошиблась в этом проекте», а не «Я слишком некомпетентна, чтобы управлять проектами такого масштаба»),
  • являются результатом многих факторов («Проблема возникла по многим причинам, а не только из-за меня»),

с гораздо более низкой вероятностью будут сомневаться в своих навыках и перспективах. Скорее всего, у них не будет выученной беспомощности.

Инструменты, которые помогут ученикам вместо выученной беспомощности развить выученный оптимизм, не менее важны для жизни и работы, чем, например, тригонометрия.

Оттренировать выученный оптимизм вполне возможно, не загнав учеников в ловушку токсичной позитивности. Как? Через погружение в практическое обучение, благодаря которому молодые люди смогут тестировать свои навыки, учиться на ошибках и после этого пробовать снова — все в среде, пронизанной поддержкой.

2. Перепрограммирование

Когнитивное перепрограммирование смещает фокус с самооценки на развитие навыков. Вместо «Я неудачник в публичном выступлении, поэтому мне никогда не удастся получить финансирование для моего стартапа» появляется «До сих пор публичные выступления не были моим приоритетом. Однако сейчас мне нужно этому научиться для интенсивно растущего бизнеса. Я уверена, что смогу получить этот навык таким же образом, как я приобретала многие другие навыки».

Примеры перепрограммирования:

«Я неудачник в математике»

VS

«Я приобрел столько навыков за всю свою жизнь! Уверен, что финансами бизнеса я тоже овладею. Нужны только терпение, практика и хороший преподаватель»

Ученики могут научиться перепрограммированию так же, как игре на музыкальном инструменте. Нужно только много тренироваться и учиться у хорошего учителя. Только представьте школу, где учителя вдохновлены обучать практике перепрограммирования сознания. Ученик говорит: «Я неудачник в математике», а учитель сразу начинает процесс перепрограммирования. Это могло бы на ранних этапах искоренить потенциально пожизненное убеждение ученика, что математика — это точно не для него.

3. От мечтаний к действиям

Как часто вы мечтаете о другой жизни, работе или обстоятельствах? В этом нет ничего плохого! Никто не рождается с пониманием, как перейти от мечтаний к действиям. Именно поэтому ученикам было бы полезно услышать советы по поводу того, как перестать летать со своими мечтами в облаках и сделать их максимально конкретными. Это помогло бы школьникам разбить мечты на пошаговые и действенные планы действий.

В JA мы внедрили систему микросертификатов для учеников старшей школы. Эти символические документы показывают компетентность школьников запустить свой бизнес. Речь идет не только об их умении сделать презентацию или бизнес-план, а именно о способности создать бизнес с реальными доходами и акционерами. В настоящее время эти микросертификаты получили школьники из более чем 45 стран Европы, Ближнего Востока, Северной Америки и Африки.

Недавно JA/EY провели опрос молодых людей поколения Z (в возрасте от 16 до 24 лет). Он показал: поколение Z уверено во многих навыках, но не в умении решать проблемы. У него просто слишком мало практики. Нужно обновить школьную программу, чтобы в ней появились проекты, требующие действий, а не только анализа.

4. Практики благодарности, майндфулнесса и ведение дневника

Исследования доказывают, что регулярное записывание вещей и событий, за которые мы благодарны, существенно повышает удовольствие от жизни. Благодарность у молодежи ассоциируется с позитивом, оптимизмом и удовольствием от общения.

Как работает ведение дневника благодарности? В недавнем исследовании рассмотрели не только положительное влияние ведения дневника на психическое здоровье, но и факторы, которые могут объяснить это положительное влияние. Во-первых, при ведении дневника у участников исследования исчезала из употребления эмоционально негативная лексика. Во-вторых, благодарность на самом деле меняет способ, с помощью которого мозг обрабатывает информацию. Практика благодарности и майндфулнесса в комплексе в сложные времена помогает сохранять позитивный взгляд на жизнь и избегать пессимизма.

Если мы можем научить молодых людей писать мощные курсовые работы, значит, мы также можем научить их вести дневник благодарности и практиковать майндфулнесс.

5. Поддержка детского оптимизма

Важно начинать с детства. Грегори Бьюкенен и Мартин Селигман создали концепцию «объяснительного стиля», которую они определили как «тенденцию предлагать похожие объяснения для разных событий». Речь идет, прежде всего, о нашей склонности объяснять происходящее оптимистично или пессимистично.

Их исследование показало, что если объяснительный стиль детей дошкольного возраста еще достаточно гибок, то к восьми годам он уже фактически сформирован. После этого объяснительный стиль можно изменить только осознанным целенаправленным действием. Естественным образом это не произойдет. Объяснительный стиль молодых людей напрямую связан с их способностью разучиваться выученной беспомощности и перепрограммировать свой мозг.

Объяснительный стиль

В целом оптимистичный:

  • «Обстоятельства, в которых я нахожусь сейчас, не навсегда. Я попробую еще раз, как только появится такая возможность».
  • «Невезение — это только повод поучиться. Чему я могу научиться из этого опыта?»
  • «Эта неудача — точно не только моя ошибка. Она — результат многих обстоятельств и маленьких ошибок, которые можно устранить».

В целом пессимистичный:

  • «Эта черная полоса никогда не закончится. Я никогда не добьюсь успеха».
  • «Мне просто постоянно не везет — это никогда не изменится».
  • «Эта ситуация — полностью моя ошибка. Я недостаточно компетентна, чтобы хорошо выполнять эту работу».

Оптимизм не должен снижаться с возрастом. Мы можем свести эту тенденцию к нулю для следующего поколения, если будем наращивать мышцы оптимизма с раннего возраста.

Поділитися цією статтею